Находиться на огромном лайнере, по размеру сопоставимом с тремя футбольными полями, вместе с сотнями других пассажиров на борту, посреди бушующего океана, когда волны, превосходящие по размеру высоту самого корабля, накатываются одна за другой и закрывают собой горизонт – поверьте мне, довольно впечатляющий и волнующий опыт.
Раскачивающаяся и уходящая под ногами палуба вызывает как у пассажиров, так и у команды, одно из самых неприятных ощущений, называемых морской болезнью. Историки говорят нам, что даже такой известный человек, как адмирал Нельсон, страдал морской болезнью каждый раз, когда отправлялся в плавание.
Море Галилейское, по сути, даже не является морем, но всего лишь небольшим пресноводным озером, около 25-30 километров в длину и около 8-10 в ширину. Не являются здесь редкостью лютые, внезапно возникающие шторма из-за сильных порывов ветра, приходящих с окружающих его сопок. Прочитав главу 14 Евангелия от Матфея, представьте себе Иисуса, который стремился к общению со Своим Отцом в этот важный момент Своей жизни, когда Он только начал Свое служение. Его предвестник и предшественник Иоанн был только что обезглавлен. Толпы народа теперь обратили свои взоры и ожидания на Иисуса. Он исцеляет больных среди них (ст.14), насыщает 5000 человек пятью лепешками и двумя рыбками, собрав после трапезы гораздо больше, чем они имели в начале (ст.19,20).
Иисус прекрасно понимал, что Его ученикам нужно многое осмыслить. Они только что стали свидетелями великих чудес исцеления и насыщения. Перед ними стояли двенадцать огромных корзин объедков, оставшихся от пяти лепешек и двух рыбок. Без всякого сомнения, отправившись в плавание по повелению Иисуса, в дороге они обсуждали между собой случившееся и делали выводы. Во время разговора с Отцом Иисус осознавал, насколько Его ученики должны быть подготовлены к плаванью по морю житейских проблем. Он понимал их нужду в Его духовной силе и поддержке, которые мог дать им только в течение очень короткого времени, пока был рядом с ними. При каждом удобном случае Он поучал и испытывал их. Итак, здесь Он снова подвергает их испытанию, чтобы показать, каково им будет жить в мире, когда Его уже не будет рядом; когда им нужно будет полагаться только на свою веру, на силу молитвы и невидимую заботу Ангелов – всё это гораздо более мощное средство, чем любое из человеческих усилий (см. Матфей 17:20; 3 Царств 8:27-30; Псалом 33:5,6).
Итак, двенадцать учеников сели в лодку и отправились в плавание, в то время как ветер постоянно усиливался и уже угрожал перевернуть лодку. Опытные мореплаватели, которых среди учеников было немало, могли использовать силу ветра в своих интересах, однако, сильные порывы ветра, набегающие внезапно, застали их врасплох, так что если бы они не свернули паруса вовремя, лодка могла перевернуться и затонуть. Некоторые шторма настолько яростны, что даже самые опытные мореплаватели побаиваются отправлять в плаванье в такую погоду. Так было и в этом случае. Иисус отослал двенадцать вечером (ст.23), но уже в четвертом часу то, что могло показаться сначала короткой морской прогулкой, превратилось в ночной кошмар, ибо они преодолели всего лишь половину пути (ст.24). Нет сомнений, со свернутыми парусами, полагаясь только на силу мускулов, они гребли изо всех сил, но результат был совсем незаметен. При сильном встречном ветре и бушующем море лодку подбрасывало и кидало из стороны в сторону. Даже если бы лодка не утонула, сильный ветер мог отнести ее обратно в то место, откуда они начали свое путешествие. Несмотря на все их тщетные попытки, лодка не продвигалась ни вперед, ни назад. Они могли лишь удерживать ее на плаву.
Именно в этот момент, находясь в безнадежном и отчаянном положении, они постигли жизненно важный урок. Всё человечество, даже те люди, которые считают себя «верующими», слишком ограничены в своих силах и должны полагаться на более высшую Силу и Авторитет в вопросе спасения. Любой страх может быть побежден верой.
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (ст.25). Четвертая стража ночи оканчивается с рассветом, поэтому только поутру Иисус встретил их, – в точности как перед самым рассветом произошло Его воскресение из мертвых (Матфей 28:1). Не является ли это событие намеком на то, что возвращение Иисуса произойдет именно в тот момент мировой истории, когда отчаянные попытки людей не смогут помочь им выпутаться из безнадежного положения, в котором они окажутся? Несмотря на то, как всё произойдет, мы с вами предупреждены заранее, что как в те времена, так и сейчас, настойчивость и терпение необходимы каждому последователю Христа. Прошло всего лишь несколько часов после того, как Иисус продемонстрировал Свою силу и могущество, полученные от Отца. И снова Иисусу пришлось убеждать учеников в том, что Он может контролировать всё, даже природные явления. Каково же было Его разочарование, когда Он понял, что ученики уяснили для себя так мало. Уже подходя к лодке, Он увидел слабую веру Петра, погасшую подобно искре от костра.
Как во времена Ноя, во времена Иисуса и апостолов, так и сейчас – корабль спасения на плаву в бушующем море человеческих амбиций. Всё вокруг нас напоминает море, обрушивающее на нас свои волны. Порой кажется, пройдет еще одно или два поколения, и наше хрупкое и ничтожное сообщество потонет. Такие мысли всего лишь демонстрируют наш страх и недостаток веры, мы подобны тем ученикам в лодке. Ежедневно изучая Библию, мы видим, что во все века люди постоянно боролись с разногласиями и сомнениями, одолевающими порой и нас. Их единственной защитой была прочная вера в то, что Бог существует и обязательно исполнит Свои обещания.
Переходя теперь непосредственно к символам жертвенной смерти нашего Господа, нам нужно вспомнить, что Он отсутствовал в ту ночь только ради испытания веры апостолов. Но Иисус не сидел, сложа руки. В ту ночь Он молился на горе, и молился не только о поддержке для Себя, но просил Отца укрепить веру учеников.
В Его отсутствие наша вера также подвергается испытанию. В будущем землю наполнит страх и ужас. Тем не менее, как пишет нам автор Послания Евреям, Иисус является нашим Посредником и Первосвященником, представляющим молитвы и прошения перед Богом, нашим Небесным Отцом (Евреям 8:1; 9:24). Он в первый раз пришел на землю для того, чтобы принести Себя в жертву за грехи, справедливо требуемую Богом. Эта жертва была принята Им, и об этом свидетельствует тот факт, что Он воскресил Иисуса из мертвых.
Следующая часть Его работы – служение в роли Первосвященника – не менее важна. Ибо, если у нас не будет ходатая и заступника, защищающего наши интересы, мы окажемся в безнадежном положении.
Итак, сегодня и каждый раз, когда мы преломляем хлеб и пригубляем вино в память о Господе, следующее увещевание должно укреплять нашу веру и обновлять в нас надежду. «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:19-25).
Барри Паркес (13.07.2003г.)