В нашей сегодняшней проповеди давайте поразмышляем над словами Павла (из книги Деяний Апостолов 13:34), которые я вынес в заголовок. Эти слова он адресовал синагоге в Антиохии Писидийской.
Царь Давид и Деяния Апостолов
Количество упоминаний царя Давида в книге Деяний достойно особого внимания. Во время избрания другого апостола на место Иуды Пётр цитирует из писаний Давида. «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса… в книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой» (Деяния 1:16,20).
Вновь, в день Пятидесятницы, Пётр напоминает своим слушателям, что Давид предсказал воскресение Иисуса в Псалме 15. «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деяния 2:30,31).
Когда власти были вынуждены освободить Петра и Иоанна, до этого взятых под стражу за проповедь об Иисусе, они вновь цитируют Давида; на этот раз из второго Псалма: «Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» (Деяния 4:25).
В сегодняшних главах наших ежедневных чтений мы присутствуем вместе с Павлом и Варнавой в Антиохийской синагоге в Писидии. И вновь Давид является главным источником апостольских цитат из Ветхого Завета. Павел вкратце напоминает своей иудейской аудитории их историю: начиная от дней исхода из Египта, блуждание в пустыне, период судей и правление царя Саула. Но основная часть его речи, тем не менее, посвящена обетованиям, данным Богом Давиду, и их частичному исполнению в Господе Иисусе. «Отринув его (Саула), поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Из его – то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деяния 13:22,23).
Павел хочет заставить своих слушателей понять, что, данные Давиду обетования, которые они знали наизусть, находятся в центре евангельского послания. В стихах 32 и 33 он говорит: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».
Павел связывает благую весть с обетованиями Давиду; он называет их «милости, обещанные Давиду», верно цитируя при этом пророка Исаию: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (55:3).
Обетования, данные Давиду
Бог обещал Давиду в отношении его сына: «Но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Царств 7:15,16). Тогда как Давид хотел построить дом для Бога, дом должен был быть построен для самого Давида тем, кто произойдет из его чресл. Хотя Соломон, фактически, и построил Храм, обетования относились к другому великому сыну Давида, – Господу Иисусу.
«Кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» (стих 18), – вот каковой была реакция Давида. Всемогущий гарантировал ему великие милости, и за это Давид был вечно благодарен Ему.
Давид и милость Божия
В жизни Давида было много случаев, когда Господь оказывал ему милость. Будучи беглецом в Гефе, он молился: «Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня» (Псалом 55:2). Скрываясь в пещере от Саула, он умоляет: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды» (Псалом 56:2). В день, когда Господь избавил от всех его врагов, он восклицает: «Величественно спасающий царя Своего и творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки!» (2 Царств 22:51). Признавая свой грех перед Богом в отношении Урии Хеттеянина, Давид умоляет Бога: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Псалом 50:3). А Псалом 17 весь посвящен благодарению Бога: «Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (17:3).
Тесная связь между Давидом и милостью прекрасно проиллюстрирована в двух новозаветных случаях. Случайно ли то, что оба случая связывают милость и Давида с великим его потомком – Иисусом Христом?
В Евангелии от Марка, глава 10, мы видим Иисуса, проходящего Иерихон. Здесь у дороги, прося милостыню, сидел слепой Вартимей. «Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня» (стихи 47,48). Следуя примеру Давида, Вартимей умоляет о милости, и она была оказана ему Господом Иисусом: «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (стих 52).
Второй пример тем более примечателен, потому что просьба о милости исходила от женщины хананеянки. Матфей повествует, что она «кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (15:22). Несомненно, выбор женщиной выражений многозначителен, и они просто не могли быть не услышаны Иисусом.
Милости Давида никогда не являлись исключительной прерогативой Иудеев. Все земные племена получили благословение через семя Авраама и Давида. «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (15:28).
«Неизменные милости, обещанные Давиду»
В книге Исаии 55 «неизменные милости, обещанные Давиду» являются достоянием всех людей: «Жаждущие! идите все к водам» (стих 1) и «Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя» (стих 5). Мы, в эти далекие от жизни автора этих строк языческие времена, можем наслаждаться и пользоваться теми же неизменными милостями, обещанными Давиду.
Неудивительно, что Павел, апостол язычников, использовал этот отрывок из Исаии в городе Писидия, населенном преимущественно язычниками. Его призыв не ограничивался только иудеями, но был обращен к людям любой национальности. Тем не менее, фраза, цитируемая Павлом из Исаии 55:3, стала для переводчиков проблемой. Вместо дословного цитирования Исаии, Павел заменяет слово «милость» на слово «святой» (в каноническом издании русской Библии этот момент не отражен – примечание переводчика). Павел говорит буквально следующее: «Дам вам святое Давида верное» и затем осознанно связывает это выражение со следующей цитатой из Псалма 15: «Посему и в другом месте говорит: не дашь Святому Твоему увидеть тление» (Деяния 13:35). Таким образом, Павел связывает вместе благословения Божии через милостивое послание Своего Сына, через Которого мы видим прощение грехов, и надежду на жизнь вечную в грядущем Царстве, когда «даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его» (Лука 1:32).
Приступая к символам страданий и любви к нам нашего Господа и Спасителя, будем утешаться обетованиями Божьими, которые определены и непоколебимы. «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исаия 55:11).
Эндрю Джонсон (4.05.2003г.)