Библейские проповеди
Собственный народ
27.04.2003

«Ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Второзаконие 14:2). Какая удивительная привилегия! Моисей сказал Израилю, что он отличен от всех народов. Их Бог является единственно истинным и живым Богом, Творцом неба и земли, поддерживающим всё вокруг!

И Израиль был собственным Его народом. Еврейское слово, использованное в оригинале, в разговорной речи применяется для обозначения чего-либо странного или особенного. Оно также обозначает нечто необычное, и именно в этом смысле использовано здесь: «нечто охраняемое, огороженное; огромной цены, требующее осторожного обращения и заботы». Бог искупил Израиль, заботился о нем в пустыне, удовлетворял все их потребности и теперь привел их к границе Земли обетованной.

Моисей напоминает новому поколению, стоящему в Иорданской долине на фоне зеленеющих холмов земли, которую им предстоит завоевать, об их особом статусе перед Богом. Святой народ; избранный народ; особый народ; возвеличенный народ. На них возлагалась ответственность любить своего Бога, служить Ему и покоряться Ему во всем.

Мы тоже, братья и сестры, каковы бы ни были обстоятельства нашей повседневной жизни, – одинаково, привилегированный и возвеличенный народ. По благодати Божьей, мы знаем Его самого и Его Сына, Господа Иисуса. Наши ноги стоят на дороге, ведущей в Царство Божие. Царство, которое будет установлено на той самой земле, куда народу Израильскому предстояло войти.

Апостол Петр, много веков спустя, цитировал часть этого стиха их Второзакония, беседуя с народом на ту же тему: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).

Мы в самом деле избраны, как и Израиль, «возвещать совершенства Призвавшего» нас. Это выражение заставляет нас остановиться и задуматься. Как много хвалы мы воздали Богу в течение прошедшей недели? Возможно ли это, что будучи вовлеченными в повседневные будни, мы пренебрегли тем, что имеет вечную ценность – служением подобающим образом нашему Богу.

Апостол Павел цитирует тот же самый стих из Второзакония, когда пишет Титу. Он также окружает его контекстом, давая советы, как мы должны жить сейчас:

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (2:11-14).

Бог проиллюстрировал многие аспекты поведения Своего народа перед Ним в правилах, которые мы читаем во Второзаконии (глава 14), касаясь вопросов, что можно, а что нельзя им было вкушать. Возможно, для многих в Израиле эти правила были обременительными, препятствующими употреблять в пищу то, что им хотелось. Ну, что плохого, скажем, в кусочке ветчины или вкусно приготовленной крольчатины? Не содержали ли эти правила и запреты глубокого урока, невидимого на поверхности? Вне всякого сомнения, Бог давал Своему народу большие уроки, о духе которых нам стоит сейчас поразмышлять.

Животные, которых они могли употреблять в пищу, должны были обладать двумя характеристиками. Они должны были «жевать жвачку» – отрыгивать часть уже переработанной пищи и пережевывать ее снова. Они должны также иметь раздвоенные копыта. Не так уж и много в природе животных, обладающих этими обеими характеристиками. В нашей главе только те животные, которые соответствуют данным двум характеристикам! Это само по себе уже является убедительным свидетельством, что тот, кто дал эти Законы, есть Всемогущий Бог, Творец всего, Который знает свое творение. Сам Моисей, возможно, не мог знать всех животных, которых сегодня знаем мы.

Не трудно увидеть, что лежало за первым требованием («должно жевать жвачку») к разрешенным в пищу животным. В самом деле, в английском языке есть хорошо известное выражение, означающее размышлять или обдумывать что-либо. Овцы и козы, как известно, являются жвачными животными. Нащипав траву, они ложатся на землю и спокойно пережевывают то, что они нарвали ранее. Израиль и мы призваны к размышлению над символом Божьим. Всё прочитанное или услышанное нами нужно «переварить» в спокойной обстановке. Очень легко что-либо услышать и затем быстро забыть. Воспитайте в себе привычку восстанавливать в уме то, чему вас учили или что вы прочитали. Размышляйте над этим, сделайте это принципом своей жизни, и Слово Божие станет частью вашего образа мышления.

Другая характеристика – «раздвоенные копыта» – дает овцам и козам и другим животным из этой группы преимущество. Они более проворны и подвижны, они могут твердо ступать по грубым и крутым склонам и холмам. Здесь для нас другой урок: мы должны твердо стоять на ногах. Когда мы сталкиваемся с превратностями повседневной жизни, мы должны быть сильными и твердыми. Мы не должны отступать, скользить назад! Мы должны верно понимать и применять слово истины.

Итак, то, что на первый взгляд, казалось, не имело никакого духовного содержания, на проверку оказалось удивительным обучающим приемом, на который мы можем положиться. Мы хотим быть чистыми; Бог говорит нам, что в Его глазах делает животное чистым, и поэтому мы должны стремиться перенимать этот опыт на себя.

Но что сказать о творениях, которые живут в воде? Они должны иметь перья и чешую (стих 9). Опять две характеристики, подводящие их под разряд «чистых». У Бога нет ничего половинчатого! Плавники позволяют рыбе передвигаться, когда ей угрожает опасность, или когда вода становится мутной и грязной. Большинство существ, живущих в воде, довольно статичны, и вся грязь и мусор, выбрасываемые в воду, попадают на них. Не так обстоит дело с рыбой, имеющей плавники, – она может избежать подобной опасности. Плавники позволяют рыбам плыть «против течения» и не быть унесенными им. Они также несут с собой свое оружие, свою защиту против нападения – и это их чешуя. Применив к себе, мы также должны быть готовы удаляться от того, что оскверняет, и носить на себе броню – Слово Божие.

Перечень нечистых птиц, данный в стихах 11-20, указывает на их образ жизни. Что они едят? Являются ли они хищниками, убивающими других животных? Питаются ли они падалью? Едят ли мертвечину? Охотятся ли по ночам? Это как раз те характеристики, которым мы не должны следовать! Наш великий образец – Господь Иисус, воспоминание о Котором и есть предмет наших встреч.

Он – наш первый и главный пример особой личности. Он являлся драгоценным и краеугольным камнем, Он детально знал Закон и его духовную сущность. Он ежедневно размышлял над словом Отца, знал его наизусть и всегда верно применял его в Своей жизни. Он удалялся от путей зла, Он твердо шел путем намеченной цели. Он избегал всего, что могло Его осквернить в этом мире. Он был нежным и заботливым Учителем, и скорее создавал, чем разрушал.

Итак, приступая к этим простым символам хлеба и вина, мы размышляем о том, как стать «собственным народом» у Бога. Именно через жертву Иисуса мы облеклись в чистые одежды и имеем возможность приступать к Отцу через Его Сына. Давайте примем решение больше размышлять над словом Божьим в течение предстоящей недели и возрастать в святости. Пророк Малахия писал о том деле, когда Господь придет обратно, чтобы собрать Свой народ – скрытое сокровище:

«И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (3:17).

Дон Пирс (27.04.2003г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.