Автор Послания Евреям начинает одиннадцатую главу словами, которые запечатлены в наших умах. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние». Каждые из нас представляет картину того, на что мы надеемся.
Возможно, некоторые желают впервые увидеть нашего Господа лицом к лицу или увидеть прославленное имя Божие и, несомненно, испытать радость бессмертия. Каждый раз, когда нечто важное случается в нашем мире (напр. события 11-го сентября 2001г.), мы укрепляемся в надежде на скорое пришествие Господа, ибо именно этого мы ждем уже так долго. По прошествии времени, всё же довольно трудно не чувствовать себя подавленными, особенно когда житейские проблемы довлеют над нами. В эти моменты мы нуждаемся в вере, чтобы продолжать жить во Христе.
Иаков был автором Послания, из которого мы читаем сегодня нашу новозаветную порцию. Я уверен, что он знал, что с течением времени вознесение Христа станет забываться. Первоначальный энтузиазм церкви после тех замечательных событий в праздник Пятидесятницы поутих и сменился стремлением поддержать и развивать экклесию. Теперь было необходимо побуждать экклесию смотреть выше неизбежных проблем этой жизни. Иаков обращается к нам в главе 2 (стихи 17,20,24 и 26), чтобы показать, как наша вера должна проявляться в действии. Несмотря на проблемы и испытания, с которыми мы сталкиваемся в жизни, мы должны продолжать всегда идти вперед к Новому Иерусалиму, показывая нашими действиями и поведением в этой жизни, что мы принадлежим Христу. Иаков усиливает свою проповедь, приводя сначала пример Авраама, поскольку он обращается к времени, когда Авраам предложил Исаака (ст.21-23); и затем Раав, когда она защитила шпионов в Иерихоне (ст.25).
Когда Бог сказал Аврааму: «Возьми сына твоего… Исаака… и принеси его во всесожжение» (Бытие 22:1,2), мы можем только догадываться, какие чувства и мысли должны были возникнуть в разуме отца, когда он услышал эти слова. Исаак был тем обещанным семенем, которого Авраам и Сарра ждали в течение долгого времени; и Всемогущий Бог наконец даровал его им. Теперь же Бог хотел, чтобы Авраам пожертвовал своим единственным и любимым сыном. Однако даже в тот момент невероятной боли и мук Бытие 22:3 сообщает нам просто, что Авраам поднялся и сделал всё то, о чем попросил Бог. Авраам был человеком, который безоговорочно повиновался и слушался своего Бога. Независимо от того, что он чувствовал в тот момент, все его чувства были преодолены страстным желанием совершить волю Отца.
Отрывок в Евреям 11:19 раскрывает его непоколебимую уверенность в том, что Бог воскресит Исаака из мертвых, высвечивая для нас некоторые качества характера Авраама. Полное доверие Богу строилось за все эти годы, начиная с его выхода из Ура Халдейского, и теперь в момент выбора он не промедлил. Давайте также не будем забывать готовность Исаака. Зная, что именно он был обещанным семенем, он был готов положить свою жизнь в качестве жертвы по доброй воле. Нам, конечно, известно сейчас, что все эти события были прообразом жертвы Иисуса Христа, единственного и любимого Сына Божьего, добровольную жертву которого мы вспоминаем сегодня в хлебе и вине.
В примере Раав, описанном в книге Иисуса Навина (глава 2), мы снова видим этот решающий момент в жизни простого человека – реальное давление, помогающее раскрыть истинные черты нашего характера. Шпионы, исполняя Божье повеление, оказались в доме Раав. В стихе 2 царь услышал о шпионах, скрывающихся в ее доме. Немедленно были посланы солдаты, чтобы найти шпионов и привести их царю. «Выдай людей, пришедших к тебе», – обратились они к Раав. Что было ей делать? Притвориться, что их здесь нет, значит подвергнуть свою жизнь большой опасности в случае, если шпионы будут обнаружены. Предательство могло принести награду, но она сможет наслаждаться ей в течение всего нескольких дней. Ее решение состояло в том, чтобы скрыть шпионов. «Я знаю, – сказала она мгновение спустя, – что Господь (Яхве) отдал землю сию вам». Памятное имя Бога в этот момент было использовано не просто так, поскольку это указывает уровень ее почтения к Всемогущему и уважения Его цели. Евреям 11 довольно ясно описывает ее ситуацию в тот момент, говоря, что она «не погибла с неверными» (ст.31).
Иногда вера проявляется в подобные моменты, когда нужно принять важное решение. Зачастую мы показываем свою веру, долгие года крепко придерживаясь своего избрания. То же самое происходило и в жизни Авраама и Исаака. В Послании Евреям 11:9,10 сказано, что (Авраам) «жил в шатрах с Исааком и Иаковом… ибо он ожидал города… которого художник и строитель Бог». Другими словами, каждый день их жизни в палатках они показывали всему миру и Богу, чего они ожидали и где находилось их сердце. Большинству из нас, конечно, не требуется жить в палатках, но этот же принцип может применяться ко многим аспектам нашей жизни. Мы должны показывать, что живя в этом мире, мы в то же время не принадлежим ему.
В Евангелии от Матфея 25, когда присутствие Господа на земле подходило к концу, учение Его стало больше изобиловать наставлениями и увещеванием и сосредоточилось больше на учениках. Притча о десяти девах выдвигает для нас на первый план необходимость быть готовыми, а притча о талантах – необходимость использовать в нашем служении Отцу те способности, которыми Он наградил нас. Наконец, Иисус дает практическое увещевание в притче об овцах и козлах. Она переносит нас в тот момент времени, когда мы предстанем перед Ним на Суде. В стихе 34 слова утешения обращены к верным: «Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Эти слова вы и я так желаем услышать поскорее. Только после этого Иисус объясняет им, почему они оказались достойными быть избранными. Стихи 35-38 подводят итог многим делам, которые они совершили для Христа. Весьма справедливо они отвечают: «Когда мы, Господь, сделали всё это Тебе?» Иисус просто говорит им: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». ‘Овцами’ были те, кто заботился о своих братьях и сестрах. Иисус говорит, что даже не понимая того, что они делают, они безупречно служили Ему.
Хотя Иисус в Евангелии от Матфея 25 говорит о насыщении и одевании и посещении, существует множество других путей, которыми мы успокоим и поддержим наших братьев и сестер. Апостол Павел часто понимал свою неспособность посетить братьев и сестер, вместо этого он написал им и экклесиям, которым они принадлежали, замечательные поддерживающие Послания. В этих Посланиях мы видим совершенно ясно, что апостол Павел также потратил огромное количество времени в молитве к Отцу за них.
Я буду всегда помнить сестру, которая хотя и была прикована к постели из-за болезни, но всегда, услышав что кто-то был болен, она звонила или посылала открытку или письмо. Ее болезнь не позволяла бы ей помогать практически и напрямую, но она могла давать этим людям огромную духовную помощь. В ее простом примере она подчеркивала, что независимо от обстоятельств, в которых мы находимся, всегда существует возможность помочь нашим братьям и сестрам.
В Послании Евреям 12 сказано об Иисусе, что «вместо предлежавшей Ему радости, (Он) претерпел крест». Физические страдания и испытания распятия на кресте были отодвинуты на второй план. Прежде всего Иисус сконцентрировался и представлял тот великолепный день, когда совершится брачный ужин Агнца. Тогда Его последователи больше не будут преломлять хлеб и пить вино в одиночестве, но вместе с Господом они «будут пить новое вино в Царствии Божием». Книга Откровения показывает нам то замечательное время: «Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель… наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый… Ей, гряди, Господи Иисусе!» (19:6-8; 22:20).
Марк Уоттс (08.12.2002г.)