Я не знаю, как вы, но я в своей жизни много раз что-нибудь терял. Иногда даже нечто очень нужное и важное, как, например, часы, связку ключей и даже паспорт. Вы, несомненно, кладете вещи в определенное место, абсолютно надежное; вы помните это совершенно определенно. Но их там просто не оказывается в нужный момент!
Этого не может быть! Но это так. Где они, куда подевались? Эти вопросы сверлят ваш мозг. Когда последний раз я пользовался ими? Что я делал? Куда ходил? Зачастую вы находитесь на грани нервного срыва, когда что-то пропадает у вас или даже у других людей!
Иногда вы смиряетесь с фактом пропажи и начинаете в уме думать о мерах, которые следует предпринять, чтобы как-то компенсировать пропажу. Затем пропавшая вещь неожиданно обнаруживается! После всех поисков и отчаяния – вот она, у вас перед глазами! Вы не можете в это поверить. Вы ведь осматривали это место не раз и не два, по крайней мере, вам так кажется. Ну, да ладно! Поиски позади, вы нашли то, что потеряли!
Все это напоминает нам Притчу из Луки 15, главы, которая является новозаветной частью нашего сегодняшнего чтения, и в ней имеется параллель с главой 18 чтения из Иезекииля. Иезекииль пишет для иудеев наших современных дней. Он говорит избранному народу Божьему, что Бог обязательно исполнит данные в свое время обетования. Их земля, столица, Храм будут возвращены им и восстановлены. Пророк раскрывает план Божий перед ними.
Иудеи, современники пророка, жаловались, что Бог обошелся с ними слишком жестоко, наказывая их за грехи их предшественников. Они подходили к заповедям Бога так, как будто грехи их праотцов явились следствием наказания их потомков. Чтобы отбросить это незаслуженное обвинение, Бог клятвенно заверяет их, что у Него нет лицеприятия, и что все принадлежит Ему. Он настаивает на том, что страдает никто иной, как только сам грешник, и приводит типичные примеры. Если праведник воздерживается от греха и творит правду и милость, он будет жить; но если сын этого человека окажется абсолютной противоположностью своему отцу, он, несомненно, умрет. И, несомненно, верно и обратное. Обращение Бога с иудеями никак не соответствовало их обвинениям.
Бог праведен. Пути Его прямы, а пути иудеев искажены, поэтому их стенания беспочвенны (Иезекииль 18:25). Те же примеры повторены в другом порядке, но вывод опять тот же: Иезекииль 18:26-29. Поскольку Господь определил судить их каждого за его собственные дела, плохие или хорошие, Он увещевает их покаяться и измениться и заканчивает трогательным до глубины души обращением: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух, и зачем вам умирать, дом Израилев?» (ст.31).
Иезекииль говорит нам, что Бог рассматривает грешников, как «умерших» и «потерянных». Пророк – большой художник в применении стилистических методов и приемов в своем изображении. Он использует символы, видения, притчи (обратите внимание на 17 главу вчерашнего чтения), поэмы (чтение на завтра), пословицы (сегодняшнее чтение – ст.2) и пророчества. Он рисует перед нами картины, насыщенные жизнью и действием. Как мы уже заметили, он говорит о грехе и наказании, о покаянии и благословении.
Это перекликается напрямую с сегодняшним чтением Луки 15, которое содержит три притчи.
Один из основных методов проповеди Христа – проповедь в притчах. «Всё сие Иисус говорил притчами, и без притчи не говорил им» (Матфей 13:34). Он рисовал перед народом жизненные истории. Иисус хорошо знал человеческое естество. Его слушателями, по большому счету, были простые деревенские люди, и Его истории разносились ими по домам, обсуждались на базарах и рынках и в тиши простых рыбацких построек. Использование притчи являлось одним из древних методов обучения, но, благодаря мастерству Иисуса, Его истории превращались в настоящие жемчужины, и мы видим в них всевозможные картины повседневной жизни тогдашних иудеев.
Как мы уже заметили, в главе 15 Евангелия от Луки приведено три притчи. Первая из них – о потерянной овце, которую искал и нашел пастух. Нетрудно себе представить его беспокойство, время, затраченное на поиски и опасения за то, что с ней могло произойти. Затем история о потерянной драхме, которую женщина искала, пока не нашла. Опять же нас подводят к мысли о пережитом ею волнении во время обнаружения пропажи и поисках монеты. И, наконец, притча о двух сыновьях, которая суммирует собой две притчи, предшествующие ей. Пропавшая овца подобна блудному младшему сыну, который желает жить так, как ему нравится; пропавшая драхма напоминает старшего брата, который, хотя и находится всё время в доме, но фактически одинаково потерян.
Похождения блудного сына превратились для него в ежедневные испытания. Он промотал все деньги, ему нечего есть и пить, у него нет приличной одежды, – нет ничего. Он в отчаянии и берется за работу по уходу за свиньями, что является бездной унижения для иудея. «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». Но когда он пришел в себя, в нем пробудилась его лучшая сторона! Он очнулся, поняв, что все истратил, и к тому же в земле наступил голод. Он вспомнил, что даже рабы его отца находятся в лучшем положении, чем он.
Итак, взвесив все «за» и «против», он решает вернуться домой. И когда он еще только подходил к дому, его заметил отец и, полный сострадания, побежал ему навстречу, пал ему на шею и целовал его. Аристотель как-то сказал, что великие люди никогда не спешат. Но этот отец забыл свое достоинство в радости возвращения собственного сына. Совершенно очевидно, что молодой человек не рассчитывал на такой прием, но для отца главным было совсем другое, и он восстанавливает сыновство своего потерянного однажды сына.
Грех влечет за собой страдания, всегда и повсюду. Никто не может избежать последствий за свои грехи. Прощение не всегда означает полное примирение. Оно подразумевает восстановление прежних отношений. В этой истории содержится хороший урок для старшего сына: погоня за удовольствиями этого мира заканчивается голодом и страданиями. Обратите внимание, что отец, увидев возвращающегося к нему сына, побежал ему навстречу. Разве Бог далеко от нас сегодня? Измените себя и идите навстречу Ему сегодня, сейчас. Он побежит навстречу вам, и отношения с Ним будут восстановлены.
Радость отца в покаянии и возвращении его сына не должна затемнять для нас торжественные слова, говорящие о грехе в следующем предложении: «Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». «Был мертв и… пропадал». Вот что происходит с людьми, не желающими покаяться, как думает об этом Христос!
А что можно сказать о старшем сыне? Урок здесь заключается в упоминании им о самоправедности. Обратите внимание на его нездоровую жалость к самому себе: «Вот, я столько лет служу тебе…». Вот оно, неохотное благочестие человека, служащего Богу за вознаграждение. Вот те грани, которые высвечиваются в истории о старшем брате. Он отвергает семейные отношения. Он говорит: «Когда этот сын твой…», не «Когда мой брат…», но старший брат использует только местоимение «мне», «моими» (о друзьях), что подчеркивает его связи с людьми вне его собственной семьи. Он никогда не сказал «мы» или «наше». Представьте, что старший брат встречает младшего еще до того, как увидел его отец. Совсем не трудно вообразить его речь: «Давай, вали отсюда, здесь тебе не место. Ты спустил свою долю наследства, и теперь из-за голода и нужды возвращаешься плакаться домой. Ну, уж нет! Топай обратно к своим свиньям и проституткам». Разве не задумывался младший сын, что и отец может встретить его подобной враждебностью?
Сколько раз, не задумываясь, мы прогоняем в мыслях блудного сына, наподобие его брата? Сколько раз мы неверно представляем себе любовь и бесконечное милосердие Бога? Оно именно бесконечно, братья и сестры. Давайте помнить об этом всегда, приступая к хлебу и вину, этим вечным символам любви к нам Бога и Его Сына, Иисуса Христа.
Колин Кроуфорд (22.09.2002г.)