«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Исаия 55:1). Что значили эти слова в начале главы 55 пророчества Исаии для слушателей многие годы тому назад?
В практическом смысле – каждый из нас нуждается в воде; и это было острой проблемой для жителей земель, где родился Исаия. Чтобы испытать чувство жажды, как не понаслышке знал о нем Исаия, нам нужно побывать в странах с жарким, сухим климатом (например, в Израиле), и остаться без воды в течение длительного времени. Поэтому не вызывают удивление так часто возникавшие споры об источниках воды со времен Авраама и до наших дней.
Наше отношение к пище также может отличаться от отношения к ней людей, живших во времена пророка, ибо не многие из нас испытывали настоящий голод, произошедший по причине плохого урожая.
Однако слова Исаии несут в себе более глубокий смысл, чем просто рассказывают о ежедневной необходимости каждого в пище и воде.
Очень важно помнить, что контекст, в котором сказаны данные слова, подразумевал осаду Иерусалима во время Ассирийского вторжения в Иудею. Многое из того, что сказано Исаией, относится именно к этому периоду; и описываемые им картины «горя» и «радости» полны значения на данном фоне. Может ли кто-нибудь из нас представить, каково это – находиться в городе во время осады и катастрофической нехватки продовольственных запасов? Писания дают нам несколько ярких картин ужаса и смятения во время осады (например, 4Царств 6:24-29; Иезекииль гл.4,5). Слова Исаии наполнены смыслом и надеждой для верующего слушателя. Обращение «Жаждущие! идите все к водам…» – могло быть ссылкой на источник Силоамский, проведенный в город Езекией, без которого жители города давно бы умерли от жажды.
Исаия описывает не только выживание народа. Он повествует о «вине и молоке» (ст.1) и «туке» (ст.2) – это язык достатка, напоминающий описание изобилие пищи в Обетованной Земле, «где течет молоко и мед». Итак, послание Бога через пророка описывало не только способ выживания во время осады, но также указывало на покой и достаток в будущем.
Однако нам нужно внимательно рассмотреть, что говорит Бог. В некоторых переводах начало первого стиха выглядит так: «Эй! Жаждущие!» Но будет правильнее перевести возглас «Эй!» словом «горе!» И в этом случае возглас превращается в предупреждение или крик! Именно чувство «горя» переполняло сердце каждого жаждущего во время осады; а предложение воды было не просто демонстрацией вежливости или дружелюбия, но спасением жизни. То же послание просматривается и в следующих словах: «даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте…». Как могли делать покупки те, у кого совсем не было денег? Эти слова остаются загадкой, и в то же время они несут в себе надежду, потому что предлагают голодающим необходимую пищу, которую они бы никогда не смогли купить!
«Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (ст.2,3).
Исаия напоминает своим слушателям первостепенные истины. До вторжения и осады Ассирийцев многие из Израильтян жили в достатке и комфорте, даже вели зажиточный образ жизни. Но это отвлекло их от самых важных истин. Они стали слишком материалистичными: «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них…» (Исаия 1:23). Хуже того, они все стали поклоняться идолам: «…и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их» (Исаия 2:8). Теперь Богу пришлось доказать никчемность их идолов и отсутствие у них силы, лишив их комфорта; им нужно было напомнить Истину!
Зачем и мы тратим множество денег на то, что нам совершенно не нужно? Почему так много энергии и сил посвящено приобретению вещей, которые не приносят нам истинного наслаждения и удовлетворения? Подобно жителям Израиля, население Иудеи должно было осознать, что всё приходит от Бога; все мы живем только благодаря Ему. Устранив условия комфорта, допустив угрозу их свободе, даже возможность потери жизни, Бог пытался таким образом показать людям их хрупкую сущность и научить познаниям о Себе.
Но Его призыв не достиг цели. Борясь за выживание в условиях осады, люди были слишком отвлечены, чтобы увидеть во всем происходящем руку Божью. Именно поэтому Бог и обращается к народу через Своего пророка, Исаию, на понятном языке нужды: «Горе жаждущим…». Бог предупреждает их о потребности в Нем и ни ком другом; разве Творец не сможет позаботиться о любых наших нуждах?
Всем нам нужно остановиться и поразмышлять над этим посланием; этот же урок мы можем извлечь из книги Бытие, гл.1. Бог создал всё существующее по Своему замыслу, по Своему выбору, благодаря Своему могуществу и силе. Он создал каждого из нас, и каждый атом, составляющий любую из клеток нашего организма. Он сотворил пищу и воду, необходимые для жизни; воздух, которым мы дышим. Он является Источником жизни! Никто сам по себе не обладает ни правом жить, ни правом на пищу и питие. Всё это является даром нашего любящего Создателя, как это было в самом начале для Адама: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Бытие 2:16). Мы не можем купить у Бога, мы не можем приобрести всё необходимое, и никакой труд не сможем принести истинное удовлетворение. Соломон понимал это: «Всё – суета», написал он как вступление к своей книге. Человеческая уверенность в своих силах рассматривается как пустота, думающие так будут осуждены в конце. Поэтому он подходит к заключению: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека…» (Екклесиаст 12:13).
Только немногие люди в мире в наши дни осознают своим долгом послушание Богу. Но, как и во времена Исаии, многие люди наслаждаются дарами Божьими, даже не осознавая, насколько Он благ. Слова, сказанные в начале гл.55 пророчества Исаии заставляют нас остановиться и поразмышлять о том, отвечаем ли мы на доброту Божью, как должны.
Бог дает надежду тем, кто осознает потребность в ней. ‘Эй, всякий, кто жаждет!’ – обращается пророк. Бог приглашает каждого человека, насладиться Его дарами; и не просто «хлебом и водой», но даже «вином, молоком и туком». Однако только те, кто осознают свою нужду и откликнутся на приглашение, испытают благосклонность Бога: «придите ко Мне, послушайте, и жива будет душа ваша». Это только одно из того, что мы должны Богу в ответ. Но не думайте, что это наша плата, ибо как вы сможете отплатить Богу за всё то, чем обладаете? Но наш Бог, давший нам свободную волю, желает только послушания Ему; что должно быть долгом, становится добровольным приношением; Он просит того, чего должен требовать.
«…Послушайте, и жива будет душа ваша…», – это напоминает нам, что послание Исаии – это послание жизни и смерти. Его прямыми слушателями были люди, переживавшие осаду ассирийской армии, и это угрожало их жизни, но мы не должны думать, что его послание менее ценно для нас – мы также находимся в осаде. Осаждает нас «запинающий нас грех» (Евреям 12:1), который всегда является угрозой для нас, пробивая любую защиту, которую мы стараемся возвести против него. Наши неудачи победить в битве против этого грозного противника ведут нас к состоянию смерти. И это единственное, на что мы имеем право; единственная плата, которую мы заслуживаем: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Римлянам 6:23)!
Послание надежды Исаии, тем не менее, все еще имеет силу: «»…и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Как мы можем покупать, если единственная наша плата, которую мы получаем, есть смерть? Разве можем мы предложить что-либо Богу? Единственное, что мы имеем, – это свобода воли. Но Иисус уже заплатил за нас и приобрел нам спасение. «Не тленным серебром и золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровью Христа» (1Петра 1:18,19).
Это поистине «милости, обещанные Давиду», ответ всем нашим нуждам, сокрытые в единственном Сыне Божьем. Итак, нам вновь следует остановиться (каковыми бы ни были обстоятельства), потому что повседневность нас так легко уводит от необходимых и насущных истин. Сейчас самое время поселиться вновь в наших сердцах увещеванию Исаии, в виду того, что «…дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Иисус подхватил призыв Исаии: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей…» (Иоанн 7:37). Несомненно, мы не так уж загружены повседневными делами, чтобы упустить возможность быть насыщенными до краев нашим Богом и Его Сыном? Пока еще остается благодатное время поразмыслить над нашим собственным, индивидуальным ответом на этот вопрос и вновь дать собственную оценку – действительно ли мы искренне ответим на это величайшее предложение всех времен!
Даррен Стори (30.06.2002г.)