Библейские проповеди
Наблюдая за нашей речью
9.12.2001

Библейские чтения: Иов 11; Михей 7; Иаков 3 и 4.

Наша проповедь сегодня будет посвящена устам и аспектам устной речи.

Первая прочитанная глава приводит нас в соприкосновение с великим характером Иова, и 11 глава в моей Библии имеет подзаголовок – Софар порицает Иова. В стихах 2-6 Софар спрашивает: «Разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав? Пустословие твое заставит ли молчать мужей, чтобы ты глумился, и некому было постыдить тебя? Ты сказал: суждение мое верно, и чист я в очах Твоих. Но если бы Бог возглаголил и отверз уста Свои к тебе и открыл тебе тайны премудрости, что тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению».

В этом отрывке мы видим элементы самоправедности Иова, выдвинутые на первый план. Позднее, в 32:1,2 этот момент усилен! «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих, тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога». Существует большая разница между признанным праведником и праведником, который видит себя таковым в своих собственных глазах; между жизнью благочестивой и жизнью считающейся таковой. Короче говоря, мы знаем сейчас через полное откровение Евангелия, человек не должен доверять своей точке зрения. Иов говорит: «Я облекался в правду, и суд мой одевал меня» (29:14). А он должен позволить Богу одеть его в праведность, в ту праведность, которую дает ему Бог. Вот истинное откровение, которое начинает проявляться, и в приготовление которой на сцену выходит Елиуй.

«О, Иов, – говорит Елиуй, – ты не понимаешь, что Бог своей щедростью и милостью наполовину сократил возмездие, которое заслуживает твоя греховность!» Мы хорошо поступим, если запомним это в свою очередь, когда начинаем сравнивать себя с другими, считая при этом других более обремененных грехами, чем самих себя. Мы хорошо знаем конец истории Иова, и должны вынести для себя уроки из его опыта, которые направят нас на стезю праведности.

Обратимся теперь к пророку Михею, последней главе. Что мы можем почерпнуть из нее?

Он тоже напоминает нам, что человек не имеет ничего, чем мог бы похвастать. «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло… Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди». Поэтому «не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» (стихи 2-5). Наблюдай за разговором, будь внимателен к тому, как ты говоришь и что говоришь!

Это как раз то, о чем говорит нам Иаков в нашей третьей части чтения.

Он открывает 4 главу вопросом (стих 1): «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» Писание не напрасно говорит (стихи 5,6): «…до ревности любит дух, живущий в нас? Но тем большую дает благодать». Но эту благодать он дает только смиренным и сокрушенным, а «гордым противится». Самоправедность, беззаконие – прямые пути к уничтожению.

Стихи 7-10: «Итак покоритесь Богу… приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас…». Восстановит вас, воскресит и возвысит вас в полном значении сказанного!

«Не злословьте друг друга, братия» (стих 11). Здесь Иаков отсылает нас к предыдущей главе, в которой подробно и детально разговаривает на тему: О раздорах, которые несут пустые речи, и о дисциплине языка. По сравнению с остальным телом, язык представляет ее малейшую часть и казалось бы легко должен быть управляем. Но это не так, говорит Иаков, и мы хорошо знаем, что он совершенно прав. «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (3:6). Ссылка на Геенну не случайна, ибо это было место свалки за стенами Иерусалима, где всегда горел огонь, пожирая выбрасываемый из города мусор. Итак, человек может укротить любое животное, «а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (стих 8).

Речевые упражнения, на которые мы способны, и язвительные комментарии, которые порой исходят из наших уст, иногда заставляют нас желать, чтобы мы вообще не произнесли ни слова. Но порой это уже слишком поздно, и вред уже нанесен. Вот почему Иисус обличительно говорит о фарисеях: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста» (Матфей 12:34). И предупреждение в стихах 36,37 заставляет нас наблюдать за своей речью в каждый момент. Ибо за каждое праздное слово мы дадим ответ в день суда. «Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Не удивительно, что Иаков ставит вопрос: где еще можно найти такой конфликтный орган за работой, как уста? «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие», ложь и сплетни; и порой мы даже черним тех, которых должны ставить выше себя. «Не должно, братия мои, сему так быть» (стих 10). Но, увы, это происходит и именно поэтому мы должны чаще обращаться к тому, о чем писали на эту тему Иаков, Пётр, Павел, Иоанн, и конечно к словам самого Господа Иисуса. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек», и это было желание Его Отца, которое мы должны сделать своим.

Дар устного общения, как мы помним, был дан, чтобы возвысить человека над всеми остальными творениями, наделяя его способностью понимать голос Божий, Его заповеди и повеления, что требовало со стороны человека подчинения и покорности для его же собственного блага. Речь давала человеку возможность отвечать на любовь Божию, благодарить за все Его благодеяния.

Поскольку наш Бог неизменен, то же касается и принципа общения. Но как ущербные создания, мы довольно часто направляем нашу способность к общению по каналам человеческим, нежели небесным.

Те из нас, кто имеет привилегию встречаться на регулярной основе с другими братьями и сестрами, сочувствуют братьям и сестрам, находящимся в одиночестве и лишенных подобного общения. Но когда заходит вопрос об опасности праздных речей и о неукротимом языке, это больше касается первых, чем последних. Суть сегодняшней проповеди для всех нас – смирить себя, отбросить гордость и позволить нашей речи быть искренней и приправленной любовью.

Давайте ободрять друг друга славной перспективой скорого возвращения Господа Иисуса Христа, который призовет нас, и мы по милости и благодати Божьей услышим Его голос, говорящий: «Хорошо, добрый и верный раб! …войди в радость господина твоего» и «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Волнующие слова, которые нам так не терпится услышать. Затем, бессмертными голосами и чистым языком, мы будем воздавать хвалу нашему Богу на протяжении вечности.

А пока мы вспоминаем снова отсутствующего Господа хлебом и вином, принимая во внимание Его слова: «Сие творите в Мое воспоминание… ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие… если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Мы ясно слышим и понимаем эти слова, так давайте скажем: «Аминь».

Джон Стед (9.12.2001г.)

Книги: ,  |

Комментарии закрыты.