Библейское чтение: Осия гл.1.
Когда мы читаем и перечитываем ветхозаветных пророков, таких как Осия, рассматриваем ли мы их только в контексте того времени, в которое они жили? Несомненно, нет ничего плохого в этом, но несколько замечательных уроков мы можем извлечь и для себя (1 Петра 1:10-12).
Нам всем хорошо известно, каково было положение вещей во дни Осии, и о его послании народу, потому что мы часто перечитываем его книгу. Осия пророчествовал позже Амоса, во время последних лет правления Иеровоама II, царя Израильского, и в течение периода хаоса и смятения, закончившегося взятием Самарии и полным исчезновением северного Израильского царства в 722 г. до Н.Э. Он, как истинный израильтянин, был очень расстроен поведением его соотечественников, – их земля была наполнена идолопоклонством, социальным злом и притеснением бедных богатыми. Они были людьми, отвратившими свои лица от Бога, что неизбежно привело к плачевным последствиям (4 Царств 17:18). Печально, но такая же ситуация складывалась и в Иудее. Мы совсем недавно читали об этом. Тем не менее, ее уничтожение было отложено более чем на сотню лет (2 Паралипоменон 29:6). Образно выражаясь, люди отвернулись от Бога и поэтому не могли видеть Его лицо, но еще ужаснее то, что они повернулись к Нему спиной. Другими словами, избегали Божьего присутствия.
Слова пророка направлены исключительно против подобных людей среди народа Израильского. Давайте внимательнее рассмотрим пятую главу. Здесь пророк говорит о времени суда. Бог будет раздирать подобно льву руками Ассирийского царя. Израиль прежде просил помощи у своих соседей, чтобы противостоять вместе врагу, но никто не придет, – говорит пророк (Осия 5:13,14). Царь Менаим послал дань царю Ассирийскому в 738 г. до Н.Э., и царь Ахаз поступал подобным же образом. Бог опустошил их и оставил до той поры, пока они снова не взыщут Его (Осия 5:15). Ситуация в эти дни не была подобна ситуации во дни правления судей, когда каждый поступал, как ему этого хотелось. Д-р. Самуил Джонсон говорил так: «Если человек знает, что будет повешен через пару недель, это прекрасно способствует сосредоточению его разума». И это было верно также в отношении Израиля. Они поступали, как им заблагорассудится, но только до той поры, когда угроза нападения Ассирийского льва стала вполне возможна и, в конце концов, реальна. Однако было уже слишком поздно!
Начало шестой главы является продолжением пятой, и здесь мы видим описание искреннего раскаяния народа. Эти пророческие слова описывают истинное раскаяние остатка Израиля в их сердце и разуме, которое произойдет в будущем. Давайте обратимся и посмотрим более позднее пророчество Иезекииля (37:5-10). В это время великое воскресшее полчище Израильтян познает Господа Бога (37:6). Бог действительно будет раздирать подобно льву через Ассирийцев, но позднее и исцелит Свой народ (Осия 6:1). Второй стих говорит о том, как присущие человечеству проблемы оставят Божий избранный народ (Осия 6:2). Фраза «пред лицом Его» в конце второго стиха возвращает нас обратно к 5:15. Израиль должен был повернуться и взглянуть на Бога в лице Его Сына, и больше не поворачиваться спиной к Нему (Захария 12:9,10).
«Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас». Какое замечательное пророчество об Израиле! В конце второго тысячелетия нация возродилась на своей собственной земле. И мы с вами, благодаря этому, ожидаем восстановление Израиля, как главенствующего государства в мире в грядущем Тысячелетии. Но, несомненно, все эти события основываются на воскресении Сына Божьего, произошедшем на утро третьего дня (Деяния 17:31).
Тогда народ Израильский не просто предстанет пред Господом Богом, но и познает Его. Желание Моисея исполнится для остатка народа (Исход 33:13-17). Слава Божия была явлена Моисею (Исход 34:5-7). Он видел отблеск Божественной славы, и позднее, во времена нашего Господа, Бог явил Себя Израилю.
Как Иоанн рассказывает об этом (Иоанн 1:14)? Пожилой человек по имени Симеон видел в лице младенца Иисуса ожидаемое утешение для Израиля (Лука 2:25-32). Позднее Филипп задал этот же вопрос. Иисус ответил ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца». Мы с вами также видели славу Отца в лице Его Сына – Иисуса Христа (2 Коринфянам 4:6,7) – действительно, мы увидели свет познания славы Божьей. Какая неоценимая привилегия! Но даже большей привилегией, чем эта, обладал народ Израильский в течение всей истории их существования.
Итак, мои дорогие братья и сестры, каждый из нас должен задать себе вопрос: какой урок мы можем извлечь, рассматривая историю ветхозаветного Израиля, и имея совершенное познание славы Божьей перед нами в лице Иисуса Христа? Будет ли наша праведность также скоротечна, как у Ефрема и Иуды? Именно по этой причине Бог послал Своих пророков в Израиль (Осия 6:4,5). Их религия превратилась в пустую показуху, – а как насчет нас (Осия 6:6)? Познали ли мы Бога (Иоанн 17:3)?
Озабочены ли мы подобно им покупкой и продажей – поиском материального удовлетворения? Подвержены ли мы воздействию стандартов окружающего нас мира и силой рекламы (Лука 17:28,29)? Торговцы и их прекрасные объявления могут сделать нас неудовлетворенными в том, чем мы обладаем, и мы можем стремиться всегда обладать самым новым и самым последним! Контролирует ли нашим разум блеск товаров, которые этот мир может предложить нам? Однако апостол увещевает нас, что «великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).
А как обстоят дела с вашими моральными критериями? Не стали ли они настолько искривленными, что вам пришлось с чувством стыда отвернуть свое лицо от Отца, потому что вы не можете находиться в Его присутствии? Не находите ли вы, что в ваших молитвах вы стыдитесь приближаться к Нему (Римлянам 7:15, 18-20)? И хотя все мы приносим наши жертвы каждодневно (Евреям 13:15,16), приносим ли мы их с чистым и правым сердцем? Или это стало просто естественным? Пророк говорит: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6).
Оказываю ли я другим милость, в которой и сам постоянно нуждаюсь от нашего Небесного Отца (Матфей 6:14)? Или я склонен постоянно осуждать других (Матфей 7:1,2 и Иаков 2:13)? Эти вопросы мы должны задавать себе каждый раз, когда приближаемся к принятию символов, находящихся сейчас перед нами. Наш Учитель, которого мы вспоминаем, стал совершенен во всех отношениях благодаря страданиям, через которые прошел. Сравнивая себя с Ним, мы должны быть честными в своих ответах. И только после полного и откровенного исповедания мы можем надеяться взглянуть на нашего Отца, в ожидании прощения и затем смотреть вперед в ожидании наступления времени, описанного в 1 Коринфянам 13:12. Тогда наш любящий Отец скажет нам, через Своего Сына: «Надеюсь вскоре увидеть тебя и поговорить устами к устам».
Трэвор Пичард (4.11.2001г.)