Библейское чтение: Деяния гл.27.
Брат Павел не сомневался в безопасности своего путешествия в Рим. В последние дни мы познакомились с событиями в Иерусалиме, когда Павел был привлечен к своей защите перед Синедрионом, и в Деяниях 23:11 мы читаем, что «Господь, явившись ему, сказал: дерзай Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».
События шли своей чередой, и по прошествии двух лет Павел предстал на суд перед римским наместником Фестом, и потребовал у него суда кесарева – самой высшей судебной инстанции Империи. Было решено отправить Павла в качестве узника в Рим, и во время этого своего путешествия Павел пережил драму еще одного кораблекрушения.
Повествование Деяний 27 представляет волнующее чтение и содержит много параллелей с опытом Ионы, также пережившим опасный шторм в открытом море. Иона, возможно, более всех других пророков Ветхого Завета, и как Павел, был пророком для язычников. Причины их появления на кораблях были совершенно различны. Иона бежал от присутствия Божьего в город Фарсис, и этим сам стал причиной сильнейшего шторма. Павел плыл в Рим, выполняя волю Божию. Как бы там ни было, в обоих штормах, они оба оказались хранителями команды кораблей, и ни в одном, ни в другом случае не погибло ни одного матроса или пассажира. Оба пережили чудесное спасение и явили себя, выполняя свои поручения, жителям Ниневии и Рима.
Деяния 27 поистине повествование восторженного автора, но это далеко не приключенческая история. Лука использует свой талант писателя для подчеркивания силы характера Павла и его неординарной личности. Глава начинается с изображения Павла как узника, затем мы видим его как советника и пророка, предупреждающего об опасности путешествия и предвидевшего катастрофу. В самый критический момент Павел вместе со всеми на корабле испытывает отчаяние (стих 20), но побеждает свой страх при поддержке Ангела Господня. Он вселяет в своих товарищей по несчастью мужество и в момент особой опасности отдает команды подобно капитану корабля и этим спасает всех от верной гибели. Нигде в Деяниях не найти такого удивительного изображения заботы о других и силы характера человека, всецело посвятившего себя распространению Евангелия. В обстоятельствах, при которых многие из нас ударились бы в панику, Павел показал себя победителем и человеком, вселившим уверенность в спасении всей команде корабля. Он явил себя глашатаем надежды и волевым человеком, способным отдавать команды, нацеленные на преодоление критической ситуации.
Это повествование можно также рассматривать и на духовном уровне, что несет нам ряд предупреждений и дает руководство для нашего собственного поведения. Облекшись в Спасительное имя Господа Иисуса после крещения, каждый из нас вступил на путь, конец которого – Царство Божие. Но наш путь временами может быть очень опасен. Всегда существует опасность потерпеть кораблекрушение. Никто из нас не знает, что лежит впереди, и как Павел со своими товарищами пережил свирепый шторм, который погубил корабль и чуть не их всех, также может произойти и с нами, когда обстоятельства жизни ставят нас перед смертельной опасностью, и мы в отчаянии теряем всякую надежду на спасение. Как бы там ни было, внимательное осмысление прочитанного вооружит нас некоторыми вещами, которые вселяют уверенность в спасении, а на духовном уровне дают и руководство по безопасному продвижению к Царству.
Шторм привел всю команду в отчаяние, и в этом состоянии они побросали за борт весь груз, только чтобы удержать корабль на плаву. После многих дней «исчезла всякая надежда к нашему спасению» (стих 20). Люди, чьи надежды строятся на человеческих идеях как сделать наш мир безопасным и прекрасным местом, рано или поздно пожнут горькое разочарование. Реальная и настоящая надежда не может быть найдена во всевозможных человеческих проектах, но только в вещах небесных – в обетовании жизни грядущего Царства Бога. Павел увещевает матросов: «убеждаю вас ободриться» (стих 22), потому что обрел уверенность от явления Ему Ангела Господня. Послание надежды, содержащееся на страницах Писания, несомненно, наполняет нас радостью и надеждой.
После четырнадцати ужасных суток в бушующем море моряки почувствовали приближение земли. Смерив глубину и убедившись в ее уменьшении, они ободрились в надежде на окончание своего нелегкого плавания. Иногда нам кажется, что Царство находится далеко от нас, но, внимательно оглядываясь вокруг, мы можем видеть «знамения времени» и знамения исполняющихся пророчеств. Продолжая изучать эти знамения, в нас все более и более вселяется надежда, что возвращение Христа уже не за горами.
По мере приближения к земле, Павел убедил команду корабля принять пищу (стих 35), что прибавило бы им силы для заключительного акта драмы. Как ученикам Господа нам заповедано постоянно преломлять хлеб и пить вино для памятования того, что Господь сделал для нас, и посредством этого возрастает наше духовное здоровье и сила.
Судно подходит к земле все ближе и ближе и возникает необходимость «облегчить корабль» (стих 38). Всё ненужное выбрасывается за борт. Наше путешествие к Царству может оказаться намного легче, если мы избавимся от вещей, которые нам не нужны. Жизненный багаж сильно замедляет наше движение и тянет нас к земле, и мы должны что-то делать, чтобы облегчить свой путь.
Следуя указаниям Павла, «все спаслись на землю», на остров Мелит («Мальта» означает – убежище). Слушая слово Божие и следуя заповедям Господа Иисуса, мы имеем небесное заверение в безопасном прибытии в Царство, где обретем покой и знание, что наше путешествие по жизни привело их в место нашей надежды.
События разбираемой главы могут быть также рассмотрены и в плоскости событий последней недели служения Христа. Шторм и темнота, пережитые моряками, соответствуют духовной буре и темноте, приведших к Голгофе – закрытый разум и недостаток веры смогли на время погасить «свет миру». И как Павел настоял на важности принятия пищи перед заключительным актом, так Господь Иисус разделил Свою последнюю трапезу со своими учениками – «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лука 22:15). Фактически, Он преломил Свое собственное Тело и пролил Свою собственную Кровь в присутствии учеников, символически показав, что произойдет с Ним в самое ближайшее время; а для нас, смотрящих назад, это есть напоминание о том, что Он сделал для нас.
Крушение корабля и погружение его в пучину являет параллель со смертью Христа на кресте и с темнотой, покрывшей лицо земли. Отдых и покой в течение трех земных месяцев на Мелите, когда Павел был совершенно отрезан от внешнего мира и от старой жизни, подобен трем дням, проведенным Христом в могиле. Наконец, путешествие Павла с наступлением весны в Рим было для него началом новой жизни, а это соответствует периоду после воскрешения Христа, когда началась Его новая работа как Посредника между Богом и людьми.
Возможно, эти параллели и не выглядят такими убедительными и подходящими, но что действительно дают события этой главы – это великую надежду на спасение. Наш Господь «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2). Наше собственное путешествие по жизни временами может быть нелегким, мы можем встретить шторм, грозящий погубить нас, но, оставаясь верными нашему призванию, сильными в молитве и крепко держащимися Истины, в которой заключена надежда нашего спасения, Он поприветствует нас следующими словами: «Хорошо, добрый и верный раб!… войди в радость господина твоего» (Матфей 25:21).
Дэвид Рис (11.11.2001г.)