Когда мы вспоминаем смерть нашего Господа, мы делаем это совсем не так, как вспоминаем другие исторические события. На предстоящей неделе мы вновь будем читать о распятии Иисуса и о событиях, которые привели к этому. Когда мы делаем это, мы не просто вспоминаем прошедшие события и людей, живших в те далекие времена. Так происходит потому, что убийство Иисуса было осуществлено людьми, характеры которых представляют все виды пороков, которые можно обнаружить в человеческой природе.
Мы читаем в Деяниях: «Ибо по истине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским…» (4:27). Мы видим здесь те силы, которые объединились против Иисуса: Ирод, Пилат, евреи и язычники. Никто не стоит в стороне. Все объединились, чтобы предать смерти Сына Божьего.
С этих пор Евангелие не повествует о том, что делал Иисус, но только о том, что делали с Ним люди. Рассказ высвечивает то положение, в которое поставлены группы людей через их отношение к распятию, и мы должны спросить себя, где находимся мы, ибо в некотором смысле мы тоже представлены в тех страшных событиях. Именно наши грехи способствовали смерти Иисуса, как пишет Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (53:5). Пётр тоже напоминает нам, что Иисус «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Петра 2:24). Если мы посмотрим внимательно на то разнообразие характеров, нарисованных для нас в распятии, мы можем довольно хорошо увидеть отражение в них самих себя; конечно, в несколько преувеличенной форме, но безошибочно.
Давайте сосредоточимся на Евангелии от Матфея (глава 26) и здесь, как раз в самом начале, мы видим изображение группы напыщенных, амбициозных людей, озабоченных более сохранением своего собственного престижа, чем выполнением того, что нужно для общей пользы людей. «Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины… и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить (стихи 3,4). Мы видим рассуждения Каиафы: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (От Иоанна 11:50) и фарисеев: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, – и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (От Иоанна 11:48). Совершенно ясно, что все эти люди озабочены о сохранении своих мест и власти и хорошо понимают, что люди уверуют в Иисуса как в своего Мессию. Поэтому Он должен умереть!
Вот картина человеческой гордости и личных интересов, характерные для всех людей в любом веке. Вот грех, в котором мы можем быть виновны, особенно если занимаем некое положение в церкви – заботиться более о сохранении той малой доли власти, чем о любви, милосердии и кротости перед Богом. Может, мы – фарисеи в миниатюре, готовые скорее распять Иисуса, чем потерять свое лицо?
Следующая картина дана нам в стихах 36-45. Это был решающий момент в истории мира – спасение человечества висело на волоске. Иисус хорошо знал, что представляло собой распятие; несомненно, Он не раз наблюдал его со стороны. Поэтому неудивительно, что в молитве Он просил Отца, чтобы участь сия миновала Его – Он молился три раза в течение одного часа.
Лука сообщает нам, что в этом борении пот Его был, «как капли крови, падающие на землю». А что делали в это время ученики? Они сладко спали. Это вызвало упрек со стороны Иисуса: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (стихи 40,41). Давайте будем самокритичными. Не обращены ли эти слова и к нам, Его ученикам в эти последние дни: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (От Матфея 25:13).
Всегда ли мы бодрствуем, всегда ли настороже или подобно известным девам из притчи засыпаем, не радея о наличии масла в наших лампадах для их постоянного горения? У нас довольно мало оправданий, чем у той группы уставших людей в Гефсиманском саду, уснувших в такой решающий момент. Сейчас идут последние часы языческой ночи, и Господь призывает нас бодрствовать. Знамения времени увещевают нас поднять головы, ибо избавление уже близко, но как часто наше внимание ослаблено, и некое состояние самодовольства убаюкивает нас.
Мы взглянули на одиннадцать учеников. А что же с двенадцатым, Иудой Искариотом, который предал Его? Мы читаем в стихе 49: «И тотчас подошед к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его». Мы не можем много сказать об этом человеке: мы никогда не узнаем о мотивах его предательства. Вполне вероятно, что он сделал это из-за денег. Несомненно, у него были некие «доводы», которыми он оправдывал свои действия в собственных глазах. У нас всегда найдутся прекрасные отговорки за наше плохое поведение. Еще начиная с Адама, образец один и тот же. Мы негодуем в мыслях на Иуду, но давайте не забывать, что в последние дни «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (От Матфея 10:21); возможно поэтому не стоит нам так критически подходить к Иуде?
Наша следующая картина показывает Петра во дворе первосвященника. Нужно было иметь мужество зайти сюда за Господом, но на этом мужество и испарилось. В нем узнали ученика Господа, но он не признался в этом, всячески изворачивался и наконец «отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (стихи 69-74).
У Луки мы читаем, что в этот момент Господь обернулся и взглянул на него. Можно не сомневаться, что Пётр до конца своих дней не забыл этот взгляд; и однажды Господь посмотрит в глаза каждому из нас. Может, в этот момент мы вспомним время, в которое имели прекрасную возможность свидетельствовать о нашей вере и не воспользовались или того хуже увильнули от этого? Конечно, мы не клянемся и не ругаемся при этом, но и нашей жизни никто не угрожает. Всякий раз, когда мы уклоняемся от открытого исповедания нашей верности Христу, мы делаем вид, что «не знаем Сего Человека».
Есть еще и много других картин для раздумий: всенародное мытье рук Пилатом, чтобы снять с себя ответственность; мужество в этот критический момент Никодима и Иосифа из Аримофеи; орущая толпа, готовая стать на сторону несправедливости, чтобы дать выход своему возбуждению; женщины, которые стояли у подножия креста до самого последнего момента, невыразимо страдая при этом от своего бессилия хоть как-то облегчить страдания любимого Господа. Взятые все вместе, эти люди составляют картину неоднородного человечества, с теми же пороками и слабостями, которые имеем и мы.
Но есть еще одно действующее лицо, на которое мы должны посмотреть, на лицо стоящее над всеми, на Самого Иисуса – личность в высшей степени сложную и совершенно лишенную эгоизма. Это был вынужден признать даже римский сотник: «Воистину Он был Сын Божий». Мы все дали обещание, что Его жизнь и жертва станут образцом для нас. Если мы можем видеть немного себя в каждом из разобранных характеров, как же мы являем собой Иисуса? Мы хотим быть подобными Ему, не так ли? Мы хотим быть, подобно Ему, милостью Божией, в Царстве Его уже сейчас! Так давайте постоянно направлять все наши помыслы и действия на то, чтобы в нас всё более и более отражался Иисус, наш Господь и Спаситель, отдавший за нас Свою жизнь.
Дерек Хортон (22.07.2001г.)