Когда Бог говорил при Творении, Его слово соделало свет и жизнь – выражение Его собственного величественного характера. Неспособность человека жить в гармонии со словом Бога привело его к падению. Притчи показывают нам контраст между мудростью Бога, которая может спасти, и глупостью человека, которая ведет к уничтожению. Если мы позволим слову Божьему войти в наш разум и изменить его, то изменится даже образ нашей речи.
“Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток” (18:4). Вывод – наполняемся ли мы мудростью Бога, что сказывается и на нашей речи?
Иаков в своем послании часто обращается к Притчам. В главе 3 он говорит о силе языка, который хотя и является небольшим членом, но подобен удилу, влагаемому в рот коням (стих 3) или рулю большого корабля для управления им (стих 4). Язык подобен действию огня, который начинается с маленькой искры, но приводит к большим разрушениям (стих 6). Человек может укротить сильных зверей, но не может укротить свой язык (стихи 7,8). Но ключ к контролю – наш разум, и подобно роднику из него может бить чистая или мутная вода (стихи 11,12). Поэтому то, что нам нужно, есть “мудрость, сходящая свыше”, которая и будет контролировать образ наших мыслей.
В Притчах 25:11 мы читаем: “Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах слово, сказанное прилично”. Предполагается, что образ этот взят с картины цветения апельсина, который превращается в плод на определенной стадии своего созревания. Согласно другой точке зрения, здесь выведена картина прекрасно нарисованного орнамента. Как бы там ни было, послание довольно прозрачно. Когда мы говорим с людьми мудро, мы создаем доброжелательный климат и положительный эффект. “Кроткий язык – древо жизни” (15:4). Мы вспоминаем, по контрасту, о лжи змея, в результате которой человеку был отрезан путь к древу жизни. Мир вокруг нас старается потворствовать своим желаниям, и люди слушают то, что хотят слушать. Но Притчи (25:12) говорят нам, что мы должны с радостью внимать мудрому увещеванию, ибо человек, произносящий его, благоприятно воздействует на жизнь слушающего. Украшение из чистого золота способствует хорошему впечатлению и украшает внешний вид человека.
Слово Божье часто порицает нас. Оно острее меча обоюдоострого (Евреям 4:12), и когда мы внимаем ему, мудрость Божия являет на свет все помышления нашего внутреннего “я”. Если мы отреагируем должным образом, мы признаем наши недостатки и будем искать Его прощения. Послание Евреям ободряет нас далее, что через Господа Иисуса, которого мы сегодня вспоминаем, мы можем быть уверены в получении этого прощения. Ибо Он милостивый первосвященник и понимает наши слабости.
Как мы для себя извлекаем пользу из истины, так мы можем быть полезны и для других. Притчи (25:13) говорят нам о той радости, которую произносит верный посол для посылающего его. Она подобна освежающей, прохладной воде, которую приносят людям, работающим на уборке урожая под палящим солнцем. Каждый из нас должен быть верным благовестником слова Божьего, неся облачение людям, страдающим от духовной жажды. Нам напоминается также, что мы сами должны исполняться верой, неся послание другим. А для этого мы должны прилежно читать и изучать Его слово каждый день, чтобы верно передавать другим то, что познали сами. Молитва – необходимая составляющая нашего духовного роста. Она включает слышание Бога через чтение Его слова, как и непосредственный разговор с ним.
Притчи (25:14) предупреждают нас против хвастовства. Снова здесь можно увидеть связь между состоянием наших мыслей и тем, как мы выражаем себя в речи. На эту тему у нас есть и пословица: “Пустой сосуд производит больше шума”. Тот, кто много говорит о своей персоне, часто маскирует этим свою пустоту. Знатоки своего дела часто скромны во внешних проявлениях, выказывая этим скромность своей души. Мы должны обуздывать свой язык, прежде чем трубить о своих достоинствах и талантах – “домогаться славы не есть слава” (25:27).
Стих 15 на первый взгляд кажется трудным для постижения. Как вельможа кротостью склоняется к милости? Идея, заложенная здесь, такова: с имеющим власть и силу нужно быть осторожными и терпеливыми, если нужно убедить их изменить свою точку зрения или привести к соглашению, идущему врознь с их собственным. Здесь вопрос человеческой гордости, конечно. Сама ситуация напоминает нам, что Слово Божье исключительно практично. Люди, боящиеся Бога, не будут решать свои проблемы сходу, отбрасывая этим все шансы на успех. Наоборот, будучи мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби, мы иногда можем успешно решить исход дела в свою пользу с теми, кто при других обстоятельствах отказался бы и слушать нас.
Вспомним, как Даниил повел себя, когда не пожелал питаться мясом с царского стола (и чем нарушил бы закон о пище, принятый у евреев). Он не отказался от пищи сразу и бесповоротно, чем поставил бы начальника евнухов в рискованное положение, но наоборот, нашел мудрый путь к достижению соглашения с вельможей, проявляя понимание могущих возникнуть перед ним проблем (Даниил 1:8-12).
Во второй половине 25 главы книги Притч, стих 15, мы читаем, что “мягкий язык перемалывает кость”. Другими словами, даже жестокое сердце можно расположить к себе добрым и нежным отношением. Так Авигея снискала расположение Давида, когда он собирался уничтожить весь дом Навалов за его глупое и безрассудное поведение (1 Царств 25:24-31).
Стих 18 показывает недостойность и коварство человека, произносящего ложное свидетельство на ближнего своего. Повсюду Притчи объявляют: “Мерзость пред Господом – уста лживые” (12:22). Слово диавол, как оно используется в Новом Завете, зачастую имеет под собой идею обвинителя, клеветника. Все заповеди Божьи созданы для утверждения основ, способствующих гармоничной жизни. Когда люди неверно понимают ситуацию и искажают правду, они вносят недоверие и подозрительность в отношения друг с другом, а это влечет еще более пагубные последствия. Этого нет там, где присутствует любовь. Но когда случается клевета, она подобно огню разгорается всё сильнее и сильнее, приводя к печальным последствиям. Если мы знаем что-то о ком-то, что может ему навредить, давайте проявлять чрезвычайную осторожность по сдерживанию подобной информации и не делать ее пищей для склок и сплетен. Этот случай, возможно, оговаривается в стихе 9: “Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай”. Сплетни, как и клевета, редко творят доброе. Если мы имеем что-либо сказать о ком-то, давайте говорить лично с ним, и ни с кем другим. Повсюду мы читаем (11:13): “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело”.
По контрасту, слово, “сказанное прилично”, несет утешение и содействует внутренней гармонии человека. “Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время!” (15:23). И конечно, никто так не явил мудрость, содержащуюся в Притчах, как Господь Иисус Христос. Величие и милость Божья проявилась во всем, что бы Он не говорил или делал. Он, более всех, выразил милость Божью во всем, что сказал. Его разум в высшей степени был настроен на один лад с мудростью Его Отца; и до такой степени, что Он истинно был словом, ставшим плотью. Он говорил только истину, был ли то упрек тем, кто противостоял Богу, или одобрение и поучение тем, кто в этом нуждался. Часто Его слова бросали вызов власть имущим, но в то же время несли надежду обремененным и угнетенным. Будучи оскорбляемым, Он не оскорблял в ответ. Даже испытывая невыразимые страдания на кресте, Его слова были отражением Его разума. И всё было в полном согласии с целью и волей Его Отца.
Поэтому сейчас Он сидит по правую руку Своего Отца и слышит всё, что мы говорим. Он предупредил нас, что мы дадим ответ на суде за каждое праздное слово, сказанное нами (От Матфея 12:36). Одна мысль об этом должна приводить нас в трепет, но если мы отдадим себя под Его водительство и позволим мудрости Его Отца воздействовать на наш разум и наполнить его, тогда Он, несомненно, проявит сочувствие к нашим недостаткам и ошибкам.
Мы можем быть уверены также в том, что Его воздействие на наш разум, найдет свое отражение и в нашей речи, которая станет подобной “золотым яблокам в серебряных прозрачных сосудах”.
Брат Майкл Оуен (15.04.2001г.)