Послания фессалоникийцам, вероятно, самые ранние из Посланий апостола Павла, и как считается, написаны в начале 50 г. нашей эры. Церковь в Фессалониках была образована во время второго миссионерского путешествия Павла, и буквально сразу же братья и сестры столкнулись с преследованиями. Деяния 17:5 сообщает нам следующее: “Но неуверовавшие иудеи, возревновавши и взявши с площади некоторых неугодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступивши к дому Иасона, домогались вывести их к народу”.
Иудеи, противоставшие Павлу, осуществили свою акцию довольно легко. Рыночная площадь всегда была центром городской жизни греческого города, где всегда можно было найти многочисленные группы праздношатающихся бездельников. Их было так много, что они получили название ‘рыночных людей’. Без всякого сомнения, подкупленные иудеями, самые худшие из них подняли в городе возмущение и разгоряченной толпой ворвались в дом Иасона, несомненно, ограбив его при этом. По-видимому, они ожидали найти там Павла и Силу. Разочарованные (стих 6) они повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам. Вполне понятно, что городские власти сделали всё, чтобы утихомирить толпу и вырвать из ее рук людей, ставших причиной возмущения. Рамсей в своей книге “Павел – путешественник” предполагает, что они были закованы в кандалы перед глазами разгоряченной толпы и уведены с ее глаз, где затем “получивши удостоверение от Иасона и прочих (чтобы Павел никогда больше не появлялся в их городе) отпустили их”.
Это стало источником сильной боли для Павла, о чем он открыто сообщает в своем первом Послании фессалоникийцам. А он действительно хотел вернуться, о чем естественно и молился: “Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лицо ваше” (1 Фессалоникийцам 3:10). Тем не менее, этого не произошло, что видно из его следующих слов: “И потому мы, я Павел, и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана” (1 Фессалоникийцам 2:18). Сатана в данном случае был никто иной, как римские власти в Фессалониках. Они, несомненно, чувствовали, что справились с проблемой довольно хорошо: удалили источник возмущения, никого серьезно при этом не наказав. Но до тех пор, пока они проводили такую политику, Павел не мог вернуться в этот город.
Конечно, для Бога не составило бы никакого труда разрушить козни врагов Павла. С человеческой точки зрения, кажется естественным и похвальным желание Павла вернуться в Фессалонику для поддержки и укрепления веры братьев и сестер, но на это не было воли Божьей. Павлу оставалось довольствоваться отправкой Тимофея (см. 1 Фессалоникийцам 3) и, несмотря на некоторые проблемы церкви, ободряющее послание, полученное им, свидетельствовало, что его личного присутствия и не требовалось – для него было много безотлагательной работы и в других местах.
Случаются в нашей жизни моменты, когда мы хотим сделать определенные вещи из самых лучших побуждений, но обстоятельства, кажется, восстают против нас. Иногда с нами случается такое, что мы никак не можем полностью понять. Подобно Павлу, мы должны усердно молиться и идти с верой дальше, предоставляя решение Богу и принимая то, что ответ на наши молитвы может быть иногда – “нет”.
Несмотря на то, что Павел не мог возвратиться лично в Фессалонику, братья и сестры всегда были в его мыслях и молитвах, о чем он не раз говорил. Открывая свое первое Послание, Павел говорит: “Всегда благодарим Бога за всех вас, воспоминая о вас в молитвах наших” (1:2). Он повторяет это, открывая и свое второе Послание: “Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас” (1:3, см. также стих 11 и 2:13). Павел постоянно помнил о братьях и сестрах в Фессалониках, и всегда молился за них Богу. Слово “всегда”, употребленное в цитируемых стихах, означает “постоянно”. Таким образом, благодарения Павла за братьев и сестер возносились к Богу непрестанно.
Следуем ли мы примеру Павла, вознося молитвы за наших братьев и сестер? Павел использует и другое слово, говоря о своих молитвах за фессалоникийцев, это – “всеусердно” (“непрестанно”). Смотрите 1 Фессалоникийцам 2:13 и 5:17. Греческое слово, переведенное как “непрестанно”, используется только в четырех случаях в Новом Завете – три в 1 Фессалоникийцам и один раз в Римлянам 1:9. В каждом случае слово ассоциируется с молитвой. Мы также должны молиться непрерывно. Наши молитвы должны возноситься постоянно, их движение должно никогда не прекращаться.
Конечно, это легко сказать и много тяжелее провести на практике, и всё же это часть нашего долга Христу, и Господь подхватывает эту тему в притче о неправедном судье, где увещевает Своих учеников “всегда молиться и не унывать” (Лука 18:1). Эти слова Иисуса показывают основу, на которой использует подобные выражения и Павел.
Подоплека этой притчи (данная в последних стихах Луки 17) в том, что нужно всегда быть готовым, несмотря на очевидную задержку возвращения Господа. Сперва упоминается о временном разрыве перед судом, который положил конец Иудейскому государству в 70 г. нашей эры, но притча идет дальше этого, ибо постоянное ожидание и очевидная задержка озадачивали мужчин и женщин в каждом веке. Господь дает нам важный принцип: “Должно всегда молиться и не унывать”, нужно взывать к Богу “день и ночь” (Лука 18:1,7). Главное в притче состоит в том, что ученики Иисуса не должны терять надежду в Его возвращение – молитва препятствует унынию.
Слова Господа имеют подражание у Исаии 62:6,7: “На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле”. Мы должны быть, как говорит Исаия, напоминателями, которые не должны отдыхать, пока Господь не сделает Иерусалим славою на земле, и мы знаем, что эти слова найдут свое осуществление при возвращении Христа. Бог желает, чтобы мы молились об этом постоянно и искренне. Это предохранит нас от уныния, и будет способствовать направлению нашего разума на вещи божественные. Нас никогда не отнесет обратно в мир, если наше желание и молитва будут постоянно сосредоточены на грядущем Царстве: “Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”(Матфей 6:10). Более того, Иисус в конце притчи уверяет нас, что ответ на наши молитвы придет в определенное Богом время, и этот ответ будет одинаково быстрым и решительным (Лука 18:8).
Приступая к хлебу и вину в память о нашем Господе и радуясь надежде на спасение, которую имеем, давайте не забывать всегда молиться и с надеждой взирать на возвращение Христа и грядущее Царство.
Роджер Лоп (19.11.2000г.)