Библейские проповеди
Живые жертвы
26.11.2000

Одной из наиболее поразительных особенностей книги Есфирь, которую мы начинаем читать сегодня, является совершенно явное присутствие руки Божьей, несмотря на заметное отсутствие Его имени. Когда мы снова повторяем наше ежегодное путешествие по данной книге, мы почти наверняка приходим в замешательство от некоторых аспектов этой истории, объяснение которым может и не быть очевидным поначалу.

Например, почему Мардохей решил предпринять некоторые действия, подвергавшие опасности свою названную дочь Есфирь, отдав ее на участие в явно унизительном параде красоты перед похотливым и деспотичным царем? И почему, когда победа над Божьими врагами была, наконец-то, достигнута, Есфирь пожелала продолжить акцию возмездия и мести (см. 9:12-16)? Однако, не обращая внимания на эти глубокие моральные дилеммы, находящиеся внутри основной сюжетной линии, поучительный урок, который мы можем извлечь из десяти глав, заключается в том, что победа над злом как всегда должна, в конце концов, быть отдана главному герою повествования, что, в свою очередь, показывает вездесущую силу Бога небес.

Во время нашего жизненного путешествия мы можем видеть не далее линии горизонта, тогда как Отец знает “конец с самого начала” и может видеть к чему всё приведет. Книга Иова учит нас той же самой божественной истине, хотя и с другой точки зрения – через реальные и жестокие страдания невинного человека. Одна из главных задач наших ежедневных библейских чтений – стимулировать и вдохновить нас подняться выше сомнений и колебаний, создаваемых нашим ограниченным горизонтом, и увидеть, что у Господа главное приходится на самый конец, как это было и в случае с Иовом (см. 42:12 и также Второзаконие 8:16 для еще одного подтверждения данной идеи).

Но давайте вернемся к Есфири. Вероятно Мардохей видел, либо кто-то указал ему на это, что являясь потомком царя Саула (2:5), он должен закончить одно дело – покончить с домом Агага Амаликитянина, которого Саул не пожелал наказать по повелению Божьему. Возможно, это сценарий, в который мы должны поместить противостояние между Мардохеем по линии Киса и Аманом Вугеянином. Но что стоит за казалось бы жестокими словами Мардохея к Есфири (4:13), когда она вначале пыталась избежать действовать по предотвращению объявленной Аманом программы массового геноцида евреев, показывает контекст:

“Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места… и кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?” (4:14).

Здесь содержится мягкое, но категоричное напоминание о том, что их положение как народа Божьего гарантирует им спасение и освобождение “в конечном итоге”. И в ответ на это предупреждение Есфирь, чье участие в этой истории до сих пор было всецело пассивным, теперь берет инициативу в свои руки. Как супруга царя Персидской империи, она находилась в уникальном положении, имея некоторую силу и влияние. Тем не менее, не ее умение повести себя в данных обстоятельствах представляет особый интерес, но скорее выражение покорности, которую она демонстрирует в стихе 16 – желание положить свою собственную жизнь для достижения благополучия ее народа:

“Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну”.

Царь не был уж слишком любящим мужем, полностью преданным божественным идеалам моногамии. Он был типичным Восточным монархом того времени, который был не прочь покуражиться в применении своей абсолютной власти над жизнью и смертью своих подчиненных, включая даже и саму царицу. Таким образом, слова Есфири, процитированные выше, должны рассматриваться так, что она действительно подвергалась риску и была готова заплатить любую цену, которая потребуется. И тот факт, что она просит Мардохея организовать участие всего общества в ее приготовлениях в течение трех дней, показывает, что она осознает ценность участия других в ее личных молитвах, чтобы Господь руководил и благословил ее намерения.

Однако Господь не желал, чтобы она положила свою жизнь, так же как Он не желал, чтобы Авраам буквально вонзил нож в сердце Исаака, принеся его в жертву. В обоих случаях мы видим выражение глубокой веры, которая способствовала достижению основных намерений Господа. И Есфирь и Исаак являются яркими примерами того, что апостол Павел описывает в Послании римлянам 12:1 как “предоставьте ваши тела в жертву живую”. Только  сознательное проявление таких качеств как верность и послушание, а не фанатичного мученичества, может привести нас ближе к пониманию разума Господа Иисуса Христа, которого мы и вспоминаем сегодня, разделяя хлеб и вино. Он также был “жертвой живой”, и в Его случае Ему, в конечном итоге, пришлось заплатить самую высшую цену. Но не на Его смерти мы желаем сконцентрироваться, даже понимая, почему Ему было необходимо войти в холодную, темную гробницу. Он не смог бы сломить узы смерти, если бы не сломил Себя перед этим. Фактически, именно это качество и богатство Его жертвенной жизни, как и триумф пустой гробницы – “жизнь из смерти” – вот, что мы вспоминаем и празднуем сегодня.

Вот еще два примера в Писании, где нам сказано, что сделанное Господом является примером, которому мы должны следовать. Первый находится в Евангелии от Иоанна 13:15 – интересно, что он приводится в контексте установления обряда Хлебопреломления. И второй в 1 Петра 2:21-23:

“Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному”.

Мы не можем прожить нашу жизнь без греха, как прожил ее Он, но мы можем и должны следовать Его примеру, предавая самих себя Судии Праведному. Господь не полагался на справедливый суд Ирода и Пилата. Подобно и Есфирь не полагалась на любовь к ней царя Артаксеркса. Оба смотрели дальше видимиых вершителей их судеб, на Того, в руках Которого они действительно осознавали себя. И в обоих примерах в конце именно замысел Божий одержал победу. Приступая к символам, мы можем со всей уверенностью предсказать победу – добро одержит окончательную победу над злом, и этот жестокий и противоречивый мир, отраженный смятением города Сузы (Есфирь 3:16), превратится в мир, где будет “освящение, и радость, и веселие, и торжество” (8:16). “Ей, гряди, Господи Иисусе!”

Стив Уисон (26.11.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.