Библейские проповеди
Знать и делать
22.10.2000

Некоторые люди, как кажется, просто созданы для школы, колледжа и последующих ступеней образования: им нравится процесс познавания нового, и они с удовольствием посвящают многие часы чтению и научным исследованиям.

Но есть и другие, совершенно непохожие на эту группу людей. Школа для них представляет своего рода тюрьму, неизбежное зло, которое должно претерпеть, прежде чем начнется настоящая жизнь по ее окончании. Таковые не находят время или терпения для учебы; и предпочитают проводить время среди себе подобных в активных действиях.

После такого вступления мы, возможно, станем думать о своих знакомых и причислять их к той или иной группе. Мы знаем тех, которые, столкнувшись с какой-то новой игрушкой или новым бытовым прибором, немедленно вытряхивают его из упаковки, включают в сеть и начинают нажимать на все кнопки до тех пор, пока методом проб и ошибок не научатся пользоваться новым приобретением. Но мы знаем и других, которые в подобном случае не предпримут никаких действий, пока полностью и самым тщательным образом не изучат и не усвоят инструкцию по использованию своей новой покупки.

Обе эти категории людей присутствуют и в наших экклесиях. Одни имеют сильную мотивацию к серьезному изучению Библии и скорее предпочтут посвятить этому и свои выходные, чем, скажем, сходить в гости или раздавать листовки и беседовать о Библии на улицах с незнакомыми людьми в целях привлечения их к Истине. Вторая группа относится к первой с подозрением, имея тенденцию рассматривать их подход к изучению Слова Божьего, как чисто теоретический, а по этому и излишний. Конечно, существует целый спектр взглядов и мнений, но как правило большинство разделяется именно между этими двумя полюсами.

Теория против практики. Эта область, в которой, каковы бы ни были наши природные наклонности, мы должны стараться держаться середины, т. е. присутствовать и среди тех и среди других. Марк в первой главе своего Евангелия воспроизводит живыми красками молниеносное начало служения Иисуса. Везде, где Он появлялся, решались две задачи: Он исцелял больных и учил людей о Царстве Божьем. Он учил и делал: теория и практика шли у него вместе.

Оба этих  элемента должны иметь место в нашей жизни в Истине. Традиционные образовательные методы наподобие школьного образования с уроками и экзаменами, о которых можно сказать как о подходе, основанном на фактах, могут рассматриваться как устаревшие в современной теории образования, однако, вне всякого сомнения, Писание поощряет изучение исторических фактов и доктрин о Боге и Его плане. “Хвалящийся хвались тем, – пишет Иеремия, – “что разумеет и знает Меня, что Я – Господь” (9:24). И это включает как интеллектуальное, так и духовное знание. Мы не можем знать Бога, ничего не делая и занимаясь самоанализом; мы должны идти Ему навстречу и познавать Его в Слове. Причина, по которой мы получаем знание из Писания о Боге и Его Сыне, вполне существенна. В самом деле, сам выбор Бога, заключающийся в передаче и сохранении Его Слова, предполагает глубокий и внимательный подход к нему, что в свою очередь обязывает глубокое его изучение.

Но этого само по себе недостаточно. Современные образовательные методы делают упор на совмещении теории и практики, и в этом подходе есть своя доля истины. Вера и знания, не трансформирующиеся в дела, есть, в сущности, банкротство. Мы не посмеем предстать перед судом Божьим как люди, посвятившие всю свою жизнь на изучение Слова Божьего, но ни разу не применившие полученные знания в реальных делах. Знания должны быть применены на практике, и нужно не забывать, что это применение требует одинаково целевой установки и решения, как и в случае необходимости изучения Библии.

От нас требуется серьезное участие в обоих родах деятельности. Ни то, ни другое по отдельности не имеет веса и недостаточно само по себе. Мы не должны позволять себе оговорки типа: ‘я не тот человек!’ Бог дал нам слово для чтения и размышления, дал нам разум, способный к этому, разум, который, если мы постараемся, полностью реализует себя в деле, на которое мы себя направим. Я не говорю здесь об изучении Библии в целях эрудиции. Просто внимательное, тщательное и с молитвой чтение и размышление над словом Божьим, постижение его значения – возможно, при необходимости, делая записи того, что особо привлекло наше внимание или того, что не совсем понятно и требует совместного обсуждения – и также на предмет применения его на практике. Бог также дал нам тела для претворения в жизнь Своих планов, и мы не имеем права на отговорки вроде тех, что мы не очень коммуникабельны или что нам не нравятся те или иные люди. Иисус завещал нам любить друг друга, как возлюбил нас Он, и никакие разговоры о Нем или о Его учении не заменят их практического применения в повседневной жизни. На нас всех лежит обязанность заботится и помогать друг другу, как и обязанность: быть свидетелями и посланниками Христа, быть благотворительными и гостеприимными, щедрыми и доброжелательными. Никто не может быть исключением или стоять выше этих главных элементов, будучи избранником Христовым.

Знание, не проявляемое в делах, ничуть не лучше невежества. Мы постигаем Истину через претворение ее в жизнь, как и через чтение Библии. Это как раз то, что имел в виду Иисус, когда говорил: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Иоанн 8:31,32).

Претворяя в жизнь слова Иисуса, мы познаем Его глубже, чем до этого, независимо от того, насколько мы познали Его теоретически. Но с другой стороны, ничего не изучая, мы не в состоянии “пребывать” в словах Иисуса, ибо не будем знать, что это такое. “Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его”, – сказал Иисус (Лука 11:28). Никто не может исполнять заповеди Божии, пока не узнает их; делать предположения о том, что хочет Бог, не годится, пока эти предположения не основаны уже на радикальном знании слова Божьего и на духе Его заповедей. Это не подход: “или… или”. Это и то и другое вместе.

В этом суть нашей проповеди сегодня. Мы должны быть совершенными учениками – знать свои обязанности и исполнять их самым серьезным образом. Наш образец в этом – Господь Иисус Христос. Он знал Писание лучше кого бы то ни было и посвятил Свою жизнь жертвенному служению, отдавая всю энергию делу своего Отца и выполнению Его воли. Он знал, что ожидает Его в конце пути, – об этом говорило Ему Писание. Но Он имел мудрость и решимость не останавливаться только на знании, но перевел это знание в поступок, выразившийся в величайшей жертве, которую мы вспоминаем сегодня за хлебом и вином.

Марк Винсент (22.10.2000г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.