Братья и сестры в Колоссах с нетерпением ожидали известий от Павла. Вы можете представить, когда пришло Послание, с каким энтузиазмом они старались вникнуть в его содержание, размышляя над каждым словом. Они восхищались этими словами утешения, помогавшими им на пути к Божьему Царству. Но вскоре они обнаружили, что Послание описывает некоторые ошибки, существующие среди церквей этой части Средней Асии. Послание было построено так, чтобы помочь им постичь природу этих упущений и то, как преодолеть их.
Давайте признаем, что подобные проблемы, вкравшиеся в экклесию в Колоссах, были присущи не только этой общине. Они даже более очевидны в наших собраниях сегодня и в конкретных личностях сейчас, чем восемнадцать веков тому назад. Поэтому слова апостола Павла обращены к каждому из нас в большей степени, чем людям, которые впервые прочитали данное Послание.
Давайте вместе поразмышляем над восьмым стихом второй главы Послания, в котором раскрывается основа всех возникших проблем. Итак, мы читаем:
“Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу”.
Слово ‘увлек’ (в английском переводе ‘испортил’) использовано здесь в смысле ‘расхищать’, ‘грабить’, как добыча, награбленная во время войны. Так можно понять и данный отрывок. ‘Смотрите, чтобы кто не расхитил или украл вашу веру и надежду философией’. Какой философией? Города в данной области располагались частично в Греции и, поэтому, без сомнений, греческая философия имела широкое распространение здесь и производила большой эффект, как и восточная и гностическая философия того времени. Поэтому экклесия подвергалась влиянию множества идей, искушавших верующих отвернуться от веры во Христа.
Павел не только предупреждал верующих об этой философии, но также называл ее пустым обманом, или как бы мы сейчас сказали: заблуждением. Его предупреждение состояло в том, что таковые учения, проталкивавшие свои идеи, поддерживались вполне состоятельными, но пустыми доводами.
Мы видим из контекста данной главы беспокойство Павла о том, что закон Моисеев всё еще имел воздействие на людей, внося путаницу и нерешительность. Апостол старается подчеркнуть в стихе 11, что буквальное обрезание было устранено. Обрезание сердца и следование духу Закона – вот что требуется сейчас. В стихе 16 он продолжает, говоря: “Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу”, очевидно, снова ссылаясь на еще одну попытку иудейских законников, настаивавших на том, что Моисеев закон всё еще остается обязательным для всех.
Это было в разуме Павла, когда он писал относительно ‘традиций человеческих’. Иудеи больше полагались на традиции, и очевидно то, что присутствовали таковые, кто принуждал к соблюдению данных ритуалов.
Таким образом, Послание было написано, чтобы предохранить общину от подобных ошибок, которым она подвергалась из-за ложной философии, а также из-за влияния лжеучителей. Ему пришлось защищать высшие утверждения Господа Иисуса Христа, настаивая на том, что спасение доступно ни каким другим путем, а только через Него.
Эта же опасность существует и сегодня. Человеческая философия может незаметно вкрасться в нас, уводя от нашей первой любви. Лжеучителей всевозможных религий сейчас намного больше, чем во времена Павла, и они также могут найти пристанище в нашем братстве. Поэтому нужно всегда быть настороже, чтобы защищать Истину во всякое время.
Апостол Павел знал это, поэтому он сообщил нам, что нужно делать. Стих 6: “Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем”.
Павел говорит, что, приняв Господа Иисуса верой, как своего Спасителя, оставайтесь в том учении, которое Он передал, и позвольте ему руководить всеми действиями в вашей жизни. Нам сказано, чтобы мы постоянно жили с Христом, как нашим образцом и водителем по жизни. Я уверен, мы все можем вспомнить, какие чувства переживали мы, выйдя из вод крещения. И одно из них – огромная благодарность, которая ведет нас в Царство Божие.
И всё же, всевозможные человеческие традиции и философия подвергают испытаниям время от времени нашу веру, иногда и увлекая за собой некоторых. Поэтому Павел предупреждает: “Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением”.
Павел использует образ дерева, глубоко пустившего в землю свои корни, так и наша вера должна крепко стоять на учении Господа Иисуса Христа, всегда со смирением благодаря Его за знание великой истины, касающейся спасения.
Награда велика. Поэтому Павел предупреждает: “Никто да не обольщает вас”. Приз, победный венец, к которому мы стремимся, должен ограждать нас от падения. Вполне возможно, что он может быть вырван другими людьми. Это может произойти, если они убедят нас отвернуться от истины и сойти с дистанции. Единственный путь избежать этого – продолжать идти вперед, не обращая внимания ни на какие их доводы. Если уступите их философии или учению раввинов – приз потерян.
На нас всех лежит обязанность, как на братьях, так и на сестрах, стоять на страже против ложных доктрин и учений человеческих, которые могут незаметно вползти и подорвать нашу веру. И пока мы осознаем это, они могут ухватиться мертвой хваткой, от которой уже невозможно увернуться. Истина Писания никогда не меняется, люди же легко поддаются всевозможным религиозным учениям, различной философии и человеческим традициям, воздействующим на их чувства своей внешней привлекательностью.
Мы должны постоянно помнить об этом, предупреждая и братьев и сестер. Мы имеем честь работать плечом к плечу в винограднике Господа, помогая друг другу на пути, ведущем в жизнь вечную. Мы должны помнить и помогать тем, кто живет в одиночестве, используя любые современные средства для передачи им слов поддержки, могущих укрепить их в вере.
Предупреждение, выраженное Господом в торжественной форме, должно быть написано на сердце каждого из нас: “Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего” (Откровение 3:11).
Пол Фергусон (29.10.2000г.)