Один из них сберегается для тебя! Дерзай, участвуй в забеге, и ты, несомненно, получишь его, если не сойдешь с дистанции. Именно об этом говорит нам апостол Павел в 1 Коринфянам 9:24-27. Он рисует картину атлета, полностью отдающего себя забегу и сосредоточенного только на победе для того, чтобы получить лавровый венок – ‘стефанос’ (венец) – победителя.
В забеге могут участвовать многие, но победитель только один, и только один венец – для него. Только один будет увенчан победой. Приводя этот пример, Павел приглашает нас задуматься о спортсменах, полностью посвятивших себя достижению победы и отдающих этому все свои силы, хотя и хорошо сознавая, что победит только один.
Нас увещевают быть подобно этим спортсменам, и в то же время сознавать лежащую между ними и нами разницу. Они проходят через многие лишения, и что получают взамен? ‘Стефанос’ – венок из лавровых листьев, вначале очень красивый, но очень скоро увядающий, высыхающий и превращающийся в пыль, остается только память этой преходящей победы. Венец, обещанный нам, совсем иного рода – это венец нетленный, сохраняющий свои качества вечно.
В первом случае участников много, но победитель только один. В нашем случае венец праведности ожидает каждого, окончившего свой забег. Павел советует нам готовиться подобно им, бежать как они, восхищаться их полной отдачей победе, но помнить, что они бегут, чтобы “заработать” приз, а мы, чтобы “получить” его. Греческое слово означает “получить совершенно окончательно”. Улавливаете разницу? Мы не можем в любом случае “заработать” наш венец, это будет милостивый дар. Всё что нам необходимо – это быть готовыми в совершенстве, чтобы оказаться достойными получить его.
Чем больше мы размышляем над этим, тем больше восхищаемся уместности сравнения, которое выбрал апостол, между нашей подготовкой к царству и подготовкой атлета к соревнованию. Этот год увидит еще одни Олимпийские игры, и для того чтобы быть в лучшей своей форме, спортсмены начинают готовиться задолго до их начала. Они разрабатывают программу своих тренировок почти с военной точностью и скрупулезностью, чтобы показать наивысший результат в день соревнований.
Просто задумайтесь над их подготовкой и сравните это с тем путем, которым готовимся мы для нашего ‘великого дня’. Они начинают с внимательного подхода к своей диете – тщательный подбор продуктов, дающих им максимальную степень выносливости. Разрабатывается тщательная программа тренировок, и не только в хорошую погоду, но невзирая на то, светит ли на улице солнце или идет проливной дождь. Хорошо, если это возможно, тренироваться вместе с другими, чтобы не пасть духом, когда процесс покажется слишком тяжелым. Время от времени полезно для каждого спортсмена иметь диаграмму своих достижений – критическую оценку своих успехов и достижений, чтобы иметь наглядную картину своего роста. При всем этом, каждый должен видеть мысленно ту награду, которую он получит в конце. Само собой разумеется, каждый спортсмен должен досконально знать все правила соревнований: если вы боретесь за звание чемпиона, вы должны действовать в строго определенных рамках. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: “Если же кто и подвизается, не увенчается, если незаконно будет подвизаться” (2 Тимофею 2:5). Эти слова – часть его увещевания Титу укрепляться в благодати Христом Иисусом (2 Тимофею 2:1). Мы тоже должны участвовать в своем забеге в соответствии с определенными правилами!
Для спортсменов, участвующих в Олимпийских играх, всё решится в назначенный день; они знают его заранее. Какое милосердие со стороны Бога, что мы не знаем, как долго мы должны продолжать забег. Знамения времени указывают, что день окончания очень близок. Всё что нам следует – это ‘держаться образца’ и всегда иметь перед собой перспективу дара получения венца, всегда держать в голове, что “претерпевший же до конца спасется” (Матфей 10:22).
Несомненно, апостол Павел это имел в виду, когда писал Тимофею: “Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил” (2 Тимофею 4:6,7).
Не правда ли, интересная фраза “течение (дело) совершил”? Подобные слова мы встречаем у него ранее из его беседы с ефесскими пресвитерами:
“Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать Евангелие благодати Божией” (Деяния 20:24).
Павел признавал, что был избран на особое поприще – на проповедь Евангелия язычникам – и теперь, в конце своей жизни, выполнив его, честно заявить, что он “течение (дело) совершил”. В результате этого он имел твердую уверенность, что получит милостивый дар – венец (‘стефанос’) праведности, который со всеми основаниями готов принять:
“А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его” (2 Тимофею 4:8).
В конце нашего забега мы предстанем перед судьей, который будет рад дать каждому выполнившему забег венец праведности. Все, возлюбившие его и ждавшие его приход, получат через благодать ту же награду, что и Павел.
На нашей дистанции, несомненно, будут трудности и всевозможные препятствия – одни нашего собственного изготовления, другие – подстроенные чужими руками. Поэтому, на нашей дистанции мы должны быть внимательными и осторожными, всегда помнить о соблазнах и искушениях, могущих встать на пути.
“Блажен человек, который переносит искушения, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его” (Иаков 1:12).
Возможно, именно сейчас вы находите свою дистанцию слишком трудной. Не отчаивайтесь! Смотрите вперед! Венец ждет вас! Это не венок, который засыхает и превращается в пыль. Венец, который будет дан вам, имеет вечную природу, и никто не сможет забрать его у вас.
“…и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы” (1 Петра 5:9).
Эти слова имеют самое буквальное значение – ‘неувядаемый венок’. Это будет дар вечной жизни, который получат все, совершившие свое поприще до конца.
Вы не забыли, кому мы обязаны этим? Это стало возможным только благодаря жизни, смерти и воскресению Господа Иисуса. Именно это мы отмечаем, собравшись сегодня перед столом с хлебом и вином. Мы видим, “что за претерпение смерти, увенчан славою и честию Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” (Евреям 2:9).
Римские солдаты сплели терновый венок и возложили его на голову Иисуса. Он со смирением нес его, как составную часть страданий, которые Ему предстояло перенести ради нас. Но не таким мы видим Его сейчас. В настоящее время Он сидит по правую руку Своего Отца, увенчанный венцом славы и чести, ожидая времени, когда сможет вернуться и принести с Собой награду и возмездие. Благодатью каждый из нас ожидает встречи с Ним и готовится быть достойным получить ‘стефанос’ нетленный, которым Он наградит всех, кто Его.
Фрэнк Гиллард (27.08.2000г.)