1 Царств 21 – в этой главе говорится о том, как Давид избежал ревнивой руки Саула. В Номве он пришел к священнику Ахимелеху, из-за отчаянной нужды в хлебе для себя и своих людей. Не имея под рукой простого хлеба, Ахимелех согласился дать ему хлеб священный – хлеб предложения Богу в соответствии с законом, хлеб этот могли есть только одни священники (Левит 2:10).
Иисус напоминает об этом эпизоде, когда слышит критику своих учеников со стороны фарисеев (Матфей 12:1-8). Понятно, что для Давида и его людей было лучше воспользоваться хлебами предложения, чем умереть ради сохранения буквы закона. За всем этим стоит прообраз Иисуса – личности, стоящей выше закона и его служителей, истинного небесного хлеба, посланного исполнить всё, что символизировали хлебы предложения. Видя здесь духовный урок, мы не должны упускать из вида и урок практический: если брат или сестра нуждается в хлебе, наш долг восполнить эту нужду по мере наших сил. Иисус постоянно насыщал людей, приходивших слушать Его. Иаков говорит: “Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы?” (2:15,16).
И, тем не менее, Иисус настаивает, что человек не должен жить лишь хлебом одним, но каждым словом Божьим, подразумевая, что ежедневное чтение слова Божьего не только желательно, но просто необходимо для нашего духовного здоровья. Мы часто слышим, что ‘мы есть то, что мы едим’. Иными словами, если мы ежедневно принимаем в сердце Слово Божие, мы станем подобны Иисусу – “слову, ставшему плотью”, но если желаем только материальных благ этого мира, мы, в конце концов, обнаружим недостаток духовного здоровья и энергии, рискуя при этом попасть в сети греха, который может привести только к смерти. Поэтому, давайте, подобно Иову, ставить Слово Божие на первое место, ценить его более, чем просто необходимую нам ежедневную пищу.
В 1 Царств 21:5 Давид указывает, что хотя хлебы предложения и посвящены Богу, сами они “чисты в сосудах”, то есть хлеб остается просто хлебом. Это служит напоминанием нам о том, что хлеб, который мы преломляем, сам по себе не имеет каких-либо особых свойств, он не превращается в тело Христово, как некоторые ошибочно верят. Опять, здесь и духовный урок, напоминающий нам, что Иисус, хотя и был “святым, непричастным злу, непорочным”, истинно посвященным на служение Богу, в то же время разделял нашу природу, будучи искушен во всем, подобно нам, и не совершивший никакого греха.
Номва (куда бежал Давид) означает “высокое место”, напоминая нам о нашем высоком призвании во Христе. Присутствовать за Его столом есть привилегия, сохраняемая только для сынов Божиих. Ахимелех (имя священника) означает “брат царя” и напоминает нам, что Иисус не стыдится называть нас братьями после нашего крещения во имя Его. На наших собраниях мы провозглашаем свою веру в Его возвращение, чтобы стать царем над всем миром.
Ахимелех, давая согласие на предложение Давиду священного хлеба, выразил озабоченность лишь в одном: чтобы люди Давида воздержались от женщин. Принцип, заложенный здесь, состоит в том, чтобы мы были достойны сидеть за столом Господним. Писание часто изображает идолопоклонство и участие в ложных религиях как блудодеяние. Духовный урок для нас – стоять в стороне от ложных религий, прикрываются ли они именем Христа или чем-либо другим, ибо “не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1 Коринфянам 10:21).
Первое упоминание о хлебе и вине мы встречаем в повествовании Ветхого Завета (Бытие 14). Здесь рассказывается о спасении Лота Авраамом и о его победоносном возвращении с поля битвы. И о его встрече с хлебом и вином Мелхиседека, царя Салимского. Картина довольно ясна: победа над нечестивыми и спасение праведника, разделение трапезы с праведным царем и священником.
Далее, в Бытии 19, нам рассказывается о том, как Лот принимал у себя дома Ангелов. “Он сделал им угощение, и испек пресные хлебы; и они ели” (стих 3). Здесь мы видим не только знаки простого гостеприимства, но и истинного общения среди нечестивого, обреченного на уничтожение мира. Пресный хлеб означает честность и искренность, желание идти путем Божиим в противопоставление тем, кто наслаждается грехом. Через это нам напоминается, что есть хлеб вместе, как воспоминание о жертве Христовой, есть акт общения, в котором мы провозглашаем нашу общую веру, общую надежду и общую любовь. Павел говорит: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?” (1 Коринфянам 10:16). На практическом уровне, для братьев и сестер, живущих в одиночестве и не имеющих возможности постоянно принимать участие в трапезе Господней с другими братьями и сестрами по общей вере, не имеет значения день недели для совершения хлебопреломления с навещающими их братьями и сестрами. Вспомним апостолов первого века, которые преломляли хлеб, ходя от одного дома к другому. Что может быть еще выше этого акта истинного общения, которые мы разделяем друг с другом?
Возвращаясь назад к Давиду, к тому периоду его жизни, когда он перенес ковчег Божий в свою столицу, мы читаем, что он “раздал всему народу… по одному хлебу” (2 Царств 6:19). Мы видим здесь всеобщую трапезу народа в момент общего ликования по поводу возвращения ковчега, символизировавшего Божье присутствие среди своего народа. Поэтому участие в хлебопреломлении есть большая радость для всех нас, напоминающая нам, что через жертву Христову Бог рад быть нашим Богом. Символы говорят нам также и о воскресении Христовом и о Его возвращении, чтобы построить в Иерусалиме дом молитвы для всех народов. “Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними… и отрет Бог всякую слезу с очей их” (Откровение 21:3,4).
2 Царств 9 говорит нам о том, как Давид, окончательно утвердившись на царстве, оказывает милость дому Саулову. “Мемфивосфей (сын Ионафана) ел за столом Давида, как один из сынов царя” (стих 11). Он был хром ногами (стих 3) и, тем не менее, получил привилегию сидеть за столом царя. Так и мы, падая и спотыкаясь иногда на нашем пути, имеем надежду, через обетование Божии, сесть за стол Иисуса, когда Он возвратится на землю как Царь.
К сожалению, некоторые не до конца оценивают это. Принимаемая как само собой разумеющееся, трапеза для них превращается в обыденный ритуал, нечто не стоящее “уважения” (Малахия 1:7). Такое отношение вынудило Бога сделать порицание Своему народу, а это предупреждение и нам. Сам Иисус рассказал ученикам притчу о Великом пире, в которой пренебрежение Израилем приглашения на пир привело к их отвержению, и открыло путь спасения язычникам. Радуясь этой благодати Божией, мы в то же время должны, исходя из этого урока, быть очень осторожными, чтобы также не попасть под осуждение (Лука 14:15-24).
Мы видим, таким образом, что символы хлеба и вина встречаются повсюду как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Время не позволяет нам рассмотреть еще праздник Пасхи, детали хлебов предложения согласно Закона и другие случаи, когда народ Божий употреблял хлеб и вино как особый ритуал. Но где бы мы ни встречали эти символы и стол Господень, всегда это приводит нас ко Христу. Мы уже видели, что сидеть за трапезой есть величайшая привилегия, означающая наше высокое призвание во Христе, говорящая о прощении наших грехов, о надежде на воскресение и о славе Царства. Потребляя эти символы сообща, мы подтверждаем нашу общую веру, надежду, любовь. Это есть время глубокого самоанализа, трезвого размышления и общей радости. Мы делаем это неделю за неделей, согласно Его завету, “доколе Он придет”, в непоколебимой уверенности, что придет тот день, когда мы уже не будем говорить ‘Он придет’, а скажем ‘Он пришел’.
Крис Браун (09.07.2000г.)