Многие люди мечтают об уютном домике в деревне, в котором они могли бы спокойно жить, уйдя на пенсию. Когда есть здоровье, есть и планы на будущее: изучение Библии в спокойной обстановке, регулярная поддержка церкви. Возможность работы в Библейской миссии, переписка со студентами. Затем обновление дома и выращивание овощей и цветов в небольшом огороде под окнами. Возможно, именно о такой тихой и спокойной жизни мечтал Амос, когда Господь призвал его на проповедь в Северное царство.
Какое начало! Проклятия на окружающие Израиль языческие народы за их отношение к избранному Богом народу. Затем, теми же словами – «за три преступления… и за четыре не пощажу» – суд над Иудой и, наконец, Израилем. Бог посылал Своих пророков для изобличения грехов евреев и для предупреждения о последующем наказании, если они не покаются. Грех есть грех, он дает некое временное удовольствие, Бог этого не отрицает, но наказание за него, в конце концов, одно – смерть!
Амос использует серию графических иллюстраций для изображения взгляда Божьего на состояние народа.
Амос 7:7,8: «Такое видение открыл Он мне: вот, Господь стоял на отвесной стене, и в руке у Него свинцовый отвес. И сказал мне Господь: «Что ты видишь, Амос?» Я ответил: «Отвес». И Господь сказал: «Вот, положу отвес среди народа Моего, Израиля; не буду более прощать ему».
Если здание будет построено неровно, последствия могут быть катастрофическими. Можно представить себе как будет выглядеть высотное здание, если строители не будут время от времени проверять его строгую перпендикулярность. Многие современные измерительные приборы построены по принципу отвеса. Закон гравитации универсален, поэтому строители по всему миру могут полагаться на него.
Израильские строители пользовались этим же законом, когда создавали храмы и дворцы. Несоблюдение или игнорирование божественных законов ведет к трагедии. Стена, которую видел Амос, стояла прямо и прочно. Бог показывает нам, что Он один устанавливает законы вселенной и законы жизни людей.
Писание ясно советовало евреям выписывать законы и иметь их всегда под рукой, чтобы постоянно читать и размышлять над ними. Следуя этому принципу, царство Израильское твердо бы стояло на своем основании и народ жил бы в мире и безопасности.
Если мы веруем и служим Господу, который управляет всей вселенной, мы должны подчиняться установленным Им стандартам. Бог знает наши недобрые склонности, и поэтому указал нам путь, следуя которому мы строили бы здание своей жизни на прочном фундаменте. Во многих картинах Библии Господь Иисус Христос является главной их частью. Он есть данный Богом образец. Бог послал Его, чтобы показать Израилю и всему миру приемлемый Им стандарт. Увы, ни один человек на земле не соответствует ему. И тем не менее, Бог, по Своей безграничной милости, позволяет нам быть частью Его храма в качестве составляющих Его духовных камней. Видение Амоса применимо как ко всему конкретному зданию, так и к отдельным камням, то есть к нам всем!
Как же мы стоим?
Господь показал путь. Благоговейный подход к слову Божьему и размышления над ним приносят благословение. И наоборот, пренебрежение им может, в конце концов, привести к трагедии. Труды пророков по исправлению царей и народа зачастую были напрасны.
Соответствуем ли мы установленному Божественному стандарту? Мы знаем, что любое прямое сравнение нас с Господом Иисусом будет не в нашу пользу. Кто наблюдал, как строители ведут кладку кирпичных стен, тот видел, как они постоянно постукивают по кирпичам, чтобы те ровно и прочно ложились на свое место. Точно так же и мы, как кирпичи строящегося Божьего храма, постоянно нуждаемся в исправлении, и раствором здесь служит любовь Божия к нам и наша любовь к Богу, и друг другу.
Возьмите Писание и прочитайте простые слова из книги Притч 2:1-5. Представьте, что вместо автора с вами говорит Сам Бог! Его слова должны быть принимаемы верой. Это не так просто и не приходит естественным образом – эта работа, требующая всецелой отдачи и посвящения. Вспомните человека, который нашел на поле спрятанное сокровище; он продал все, что имел, чтобы приобрести в свое владение все поле. Мы должны ясно осознавать, что Бог по Своей великой милости хочет привести нас в Свое Царство.
Мы – грешники, уродливо согнутые под бременем греха, но Бог поставил нас прямо и прочно на твердые основания по Своему отвесу. Только прислонив (стих 2) в смирении свои сердца к познанию мудрости, мы получаем прочное знание, которое позволит нам стоять прямо перед престолом Божиим в Судный День.
Бог не останется равнодушным к нашему страстному желанию найти познание о Нем, и идет нам навстречу, и идет стих 5 утверждает это: «Уразумейте страх Господень, и найдешь познание о Боге».
«И обретешь милость и благоволение в очах Бога» (стих 5:4). Обратите внимание, что мы должны полностью надеяться на Господа и не полагаться на свой разум (стих 5).
А теперь посмотрим еще раз на Псалом 1. Обратите внимание на возможную степень ступенчатой деградации человека (стих 1): ходит, стоит, и, наконец, сидит в собрании развратителей. Сначала допускаем в свое сердце зависть к легкой жизни нечестивых и идем к ним, затем встаем на тропу греха, и, наконец, сидим среди тех, кто насмехается над истиной и поносит вещи, касающиеся вечности. Этот путь вниз по спирали к полному безбожию проходят многие каждый день. Павел выразил это следующим образом: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Римлянам 1:28). Как только человек достигает подобного состояния, он уже не может здраво судить, что хорошо и что плохо, и отвес это сразу фиксирует.
Что хочет от нас Бог и что Он обещает, показывают следующие стихи Псалма. Размышление над словом Божьим и устройство своей жизни в соответствие с ним приносит реальные плоды. Это не означает, что мы должны сидеть целыми днями и постигать значение каждого слова, что является хорошим упражнением для интеллекта, но не просвещает сердце Божественной мудростью. Псалмопевец хочет, чтобы Слово Божие стало главным ориентиром нашей жизни, чтобы разум не был обременен решением мелочных проблем повседневной жизни, а был направлен в будущее на вещи, имеющие вечную ценность. Очень часто мирское может трансформироваться под воздействием духовного.
Стих 3 показывает дерево, посаженное при потоках вод (воды жизни), которое, как и все растения, тянется вверх к солнцу. Оно дает плод свой в свое время; в этом цель любого живого организма – продолжение своего рода. Точно также и с духовными плодами; если мы взлелеем их с любовью и не отойдем от живой воды (Слова Божьего), они принесут прекрасный урожай. Стих 5 предупреждает: грешники не устоят на суде, когда все дела земные будут измеряться отвесом Божьим. Выстоят те, кто находится под благодатью Господа Иисуса. Поэтому, давайте изо всех сил стараться не оставлять собрания праведников.
Иоиль, глава 15, изображает истинную виноградную лозу, имеющую много ветвей, а ее отец (Бог) заботится о ней и очищает ее, чтобы она приносила больше плода. А это происходит тогда, когда слово Иисуса пребывает в нас (стих 7). Только таким образом, то есть, принося плоды, можем мы прославлять Отца, стараясь при этом приобретать как можно больше удивительные качества Его возлюбленного Сына. Хлеб и вино, стоящие перед ними на столе, удивительным образом соответствуют данной ситуации, это тоже плоды, избранные нашим Господом в воспоминания Его жизни, смерти и воскресения. Мы воздаем благодарность Богу за Его великую мудрость и молим, чтобы мы могли соответствовать Его критерию (отвесу) в момент Его Второго Пришествия.
Андрю Теннант (05.03.2000г.)