Библейские проповеди
Цари – ошибки и достижения
15.08.2015

Ежедневные порции чтений: 3Царств 11, Иеремия 37, Марк 11.

Между главами для сегодняшнего чтения по Спутнику Библии усматривается самое настоящее противопоставление одного другому. В 3Цар. 11 мы читаем о смерти Соломона, который, в основном, царствовал в мирное время. После удачного начала его правления, строительства храма и произнесения прекрасной молитвы при освящении Дома Божьего, далее он, к сожалению, оставил прямые пути Бога и пустился вслед полюбившихся ему чужеземных жен. Он всё время искал чего-то нового в своих бесчисленных брачных союзах, предпочитая эту погоню тому, чтобы на протяжении всей своей жизни иметь поддержку одной верной жены. Возможно, что он пришел-таки к пониманию допущенной им глупости, когда писал об идеальной женщине в Екклесиасте. Его многочисленные чужеземные жены не просто привлекали его взор, но они отвратили его сердце, так что он перестал поклоняться истинному Богу Израилеву и вместо этого обратился к идолам и капищам народов, окружавших Израиль.

Богиня Астарта, представлявшая собой ствол дерева без ветвей, почиталась в качестве богини плодородия, и в нашей Библии она чаще всего упоминается в контексте «рощи». Соломон даже построил в Иерусалиме капище этому языческому божеству. Посему и нам нужно задать себе соответствующий вопрос: «Что я предпринимаю для того, чтобы хранить Бога в глубине своего сердца?» Ответ на этот вопрос состоит в том, что этого возможно добиться только посредством ежедневного чтения Библии, сопровождающегося молитвой и размышлениями. Каждый из нас ведет неослабевающий бой с непрекращающимся искушением своего человеческого естества, соблазняющего нас на то, чтобы ходить путями окружающего мира. Во всём этом мы должны проявить больше мудрости, чем Соломон.

По достижении второй части нашего сегодняшнего чтения – Иеремия, 37 – мы можем видеть последствия ухода от истинного Бога к поклонению идолам и неповиновению Ему. Бог не собирается вечно мириться с проявлением греха. Неизменно наступает день, когда Он принимается совершать суд. Именно по этой причине царь вавилонский пришел и осадил Иерусалим. По прошествии почти двух лет, приблизился конец этой осады. Иудейский царь Седекия попробовал было спастись бегством вместе со своей охраной, но его догнали, схватили и увели в Вавилон в качестве пленника. Иерусалим был разрушен, а храм разграблен. Всё это произошло оттого, что пути Седекии были неправедны в очах Божьих. Таким образом, нашему взору предстают два царя, которые оба плохо кончили – Соломон и Седекия. К счастью, при обращении к нашему третьему – новозаветному чтению, мы видим Иисуса, Царя царей, который не оступался никогда и ни в чем, ни единого раза.

В Евангелии от Марка, гл. 11, говорится о том как Иисус шел из Иерихона в Иерусалим. Он останавливается на ночлег близ Елеонской горы, что на восток от Иерусалима, в селении Виффагии и Вифании. Господь посылает двух учеников, чтобы те нашли ему молодого осла, на котором никто прежде не ездил верхом. Ученики, исполнив его поручение, возложили на осла свои одежды, потому что седла у них не было. Когда Иисус приблизился к Иерусалиму верхом, то люди стали расстилать свои одежды на его пути и срезать пальмовые ветви, также укладывая их под ноги животного. Что всё это означало?

Прежде всего, это показывало, что они принимали Иисуса за царя. Об этом говорится в Захарии 9:9: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Всё это свидетельство выглядит довольно странным. Как, спрашивается, царь может быть «кротким»? Цари, как известно, народ очень гордый, а отнюдь не кроткий. Иисус является нашим главным примером. Даже несмотря на то, что он был царем, он оставался кротким, а потому и описание это подходит ему как нельзя лучше. Захария не имеет в виду царей как таковых, но говорит о Царе всех царей.

Удивительно, но этот случай является также исполнением Псалма 117. Разобрать его во всех подробностях не представляется сейчас возможным, так что мы попытаемся лишь ухватить его дух и то, что из него вытекает. Самое лучшее будет прочитать его самостоятельно, но я выберу для вас несколько отдельных цитат из него. Вот как он начинается: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». Псалмопевец обращает эти слова к Израилю, которому надлежит ответить на них признательным восхвалением Бога, и задать тон в этом должен дом Аарона. Мы тоже благоговеем перед Господом, а потому должны помнить и про Его милость. Подобно тому, как псалмопевец взывал к Богу в трудное для себя время, и был услышан Им, мы тоже будем услышаны, если, молясь, будем верить в Его внимание к нам и нашим молитвам. Бог с нами, Он на нашей стороне, Он заботится о нас, а потому лучше верить в Него, чем в человека, или даже в князей. Бог обращается с нами как со Своими детьми, воспитывая и поддерживая нас соответственно нашим нуждам, как делает то всякий любящий отец. Богу нет нужды занимать храбрости или отваги, а потому Он никогда не подведет нас, перед лицом каких бы угроз мы не оказались.

Получив избавление от всех своих врагов, псалмопевец, пророчески отражая всё пережитое Господом Иисусом, который тоже постоянно был окружен врагами, просит о том, чтобы врата праведности (в Иерусалиме) распахнулись для него. Он напоминает нам о том, что камень, отвергнутый строителями – иудейскими предводителями, – после этого превратился в главный камень всего основания – в краеугольный камень! Затем, в Пс. 117:26 мы слышим возгласы учеников и народа, которыми сопровождалось вступление Иисуса в Иерусалим: «Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня». Дом Господень всегда был представлен иерусалимским храмом. Давид, говоря о своем потомке Иисусе, продолжает благодарить Бога, несущего ему свет. Можно увидеть массу указаний на Господа Иисуса, в точности как мы читали о нем в Марке 11. Иисус прибыл в Иерусалим и вошел в храм, а потом, по причине надвигающейся ночи, отбыл в Вифанию, чтобы там упокоиться на ночлег.

На следующий день сцена, разыгравшаяся в храме, выглядела уже не столь умиротворяющей. Иисус выгнал вон из храма продавцов и меновщиков денег. Эти корыстные люди продавали посетителям особые храмовые деньги и, как мы сегодня сказали бы, «сертифицированных» жертвенных животных, не имевших порока, которых можно было приносить в жертву Богу. Они, таким образом, неплохо наживались на своих собратьях. Иеремия веками ранее предупреждал свое поколение о том, что невозможно одновременно служить Богу и мамоне. Человек не может сделать из денег идола и, поклоняясь ему, в то же самое время притворяться, будто он поклоняется Богу. Меновщики денег во времена Иисуса занимались именно этим, превращая, таким образом, особый Дом Божий в вертеп разбойников.

Бог предупреждал современников Иеремии о том, что Он видит и замечает все мерзкие дела, которые они творили, и что Он будет судить их. Народ во времена Иеремии настолько развратился, что пророку было повелено не молиться за него больше. Ситуация была ничуть не лучше и во время Иисуса. Поэтому урок для нас состоит в том, что мы должны приносить в жертву Богу целиком всё своё сердце.

Когда Иисус въезжал в город через ворота, то он обратил внимание людей на ветхозаветные пророчества, и сделал это для того, чтобы удостоверить всех в имевшейся у него власти. Это очень разозлило книжников и первосвященников, но ученики восприняли события того дня как доказательство, что Иисус и впрямь был Мессией и Сыном Божьим. У нас сегодня нет храма для поклонения, но мы должны стараться сами устроять из себя живой храм, предлагая себя в услужение нашему Богу. Прежде всего, мы должны настолько же сильно стремиться к чтению Библии, как новорожденный младенец стремится заполучить молоко матери. Как эти младенцы, впервые вкусив молока, хотят его снова и снова, так и мы можем вкушать от любви Божьей, и желать ее опять и опять.

В Псалме 33:8,9 говорится: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их». Эта фраза продолжается призывом: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» Бог радуется за нас, когда мы подвергаем свою веру в Него испытанию и, в результате, изумляемся Его бесконечной милости и доброте. Если мы будем усердно и постоянно читать Библию и полагать свою веру в Бога, то превратимся в живые камни, из которых устрояется весь духовный храм Божий, и принесем духовную жертву, угодную Ему во Христе Иисусе нашем Господе. Если у нас получится это, то мы построим свой дом на надежном основании, которое есть сам Христос. Но Иисус является еще и краеугольным камнем этого основания, то есть тем мерилом, посредством которого Бог оценивает уже нашу собственную жизнь.

Поэтому, переходя в следующую минуту к преломлению хлеба и испитию вина, мы можем поразмыслить о некоторых уроках, содержащихся в наших сегодняшних чтениях: опасность утраты верного направления пути и отпадение по примеру Соломона; опасность невнимания к Богу, которым страдал Седекия, лишившийся, в итоге, доверенного ему царства. Мы были призваны к тому, чтобы следовать за Царем царей, и если нужно, то даже через страдания и преследования, зная, что мы воцаримся вместе с ним в Царстве Божьем. Он сам заверил нас в Матф. 28:20: «Се, я с вами во все дни до скончания века»; и в 26:29: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего».

«Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Питер Хэйл (16.08.2015г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.