Библейские чтения: 3 Царств 15; Иеремия 41; Ев. от Марка 15.
Мы находимся на Cвятой земле в сегодняшнем чтении Библии от Марка гл.15. Из тысяч распятий, совершенных римлянами, об этом мы знаем больше, чем о любом другом. Почему это так важно? Ни один из авторов Евангелий не предлагает никакого толкования смерти Христа, но они не оставляют у нас сомнений в ее важности. Для биографий персонажей довольно необычно посвящать так много страниц смерти их героя. Тем не менее, четыре евангелия подробно рассказывают нам о предательстве Иисуса, его аресте, суде и распятии.
Но это еще не всё. С самого начала его жизни они оставляют намеки на мучительный конец, ожидающий их героя (например, слова Симеона к Марии в Храме, от Луки 4:34,35). И во время своего служения Иисус ясно предсказал своим ученикам, что с ним произойдет. Он пронес крест через всю свою жизнь. Его жизнь фактически была одним долгим распятием. Когда я думаю о своем своенравном сердце, я вздрагиваю перед его призывом взять свой крест и следовать за ним. Я стою объятый трепетом; зная, что не достоин его жертвы. И всё же я не могу отвернуться от этой жестокой сцены за стенами Иерусалима. Я должен смириться с этим по той простой причине, что если бы не мои грехи, его бы там не было.
Его тихая покорность – вот, что обычно поражает, как намекает на то Исайя: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:7).
Марк говорит нам, что Пилат дивился его молчанию перед обвинениями, выдвинутыми против него религиозными лидерами. Он терпел злобные насмешки римских воинов. Мы не должны упускать из виду его стальную решимость, когда ему предложили вино, смешанное с миррой. Он не позволит ничему притупить его разум или облегчить его страдания.
С поразительной сдержанностью Марк пишет: «…распяли Его» (От Марка 15:24). Вот и всё. Не вдаваясь в подробности его боли и агонии. Возможно, в этом и не было необходимости, потому что все его читатели знали бы о римских распятиях. Мы знаем, что его враги продолжали издеваться над ним после того, как он покинул официальное здание Пилата на Голгофе во главе с первосвященниками и книжниками. Над Иисусом насмехались и издевались, в него плевали, и оскорбляли разными словами, но он не ответил своим мучителям ни слова.
У каждого распятого человека над головой было написано преступление, в котором его обвиняли, но надпись над головой Иисуса не указывала на преступление. В точности, как и трижды его объявляли невиновным. Последнее слово было за самим Пилатом, который отказался изменить надпись над крестом в угоду Синедриону: «Что я написал, то написал» (От Иоанна 19:22).
Одни кричали: «…если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Матфея 27:40), но это причинило бы не меньшую боль, чем распятие. Его отношения с Отцом были в самом центре его жизни и служения. Он всегда утверждал, что является единственным Сыном Бога. Но именно потому, что он был Сыном Божьим, он и отказался сойти с креста. Его держали не гвозди; это была любовь – любовь к его Отцу и любовь к нам, чей выкуп он пришел заплатить. Именно потому, что он не сошел, мы верим в него, потому что в конце концов Христос сделал гораздо большее, чем сошел с креста. Позже он воскрес из мертвых!
Разве люди вокруг не почувствовали, что происходит что-то необычное – сверхъестественная тьма на три часа, но явно не вовремя затмения; завеса в храме разорвана сверху донизу; землетрясение, когда он умер?
Момент его смерти был кульминацией заключения завета, подтвержденного его кровью (Евреям 9:14,15). В этот момент Иисус сделался: «…проклятием для нас» (Галатам 3:13). Теперь он был изранен за нас, и беззаконие всех нас было твердо возложено на Него (Исаия 53:5). Здесь он стал грехом для не знавших греха (2 Коринфянам 5:21). Он нес на своих плечах грехи мира и впервые испытал, что такое грех, отделяющий нас от Бога. Для того, кто всегда был свят, испытать на себе жестокость и ненависть, исходящие из человеческого сердца, было бы гораздо большим ужасом, чем для нас.
Некому было облегчить его тяжесть, некому было разделить его бремя (Псалом 68:21). Мучительный вопль нашего Господа: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марка 15:34), – глубоко трогает. Возможно, Бог ненадолго оставил его одного, чтобы он нес грехи мира во всей их сокрушительной тяжести. Эта фраза «грехи мира» звучит анонимно, как будто она принадлежит кому-то другому. Так не пойдет! В сегодняшнем чтении я подошел к подножию креста, где должен говорить не только о «Спасителе мира», но и о «моем Спасителе», точно так же, как Иисус обращается к Богу как «Мой Бог».
Несмотря на всю таинственность этого крика Иисуса, мы должны верить, что Бог действительно присутствовал там. Отец на самом деле не бросил его, как мы не бросили бы сына или дочь. В тот темный час Иисус молился, ибо жил в любви Божьей. Мы должны ухватиться за этот факт. Когда жизнь кажется невыносимой, единственным средством является молитва. Наша молитва может достичь Бога через тьму, и какой бы ни была эта тьма, она не будет длиться вечно. Бог осветит путь.
Между тем конец близок. Иисус делает глоток, чтобы его пересохшие губы могли ясно произнести последние слова: «Совершилось» (Иоанна 19:30). Вот крик победителя; это крик человека, победившего в борьбе; это вопль человека, вышедшего из тьмы в славный свет, уверенного, что Отец его не подведет. Воскресение – это ответ Отца на слова Его Сына: «совершилось»; воскресение было Божьим «Аминь». Для толпы, вернувшейся в город, Иисус казался побежденным. Но на самом деле он победил!
Наш Господь прошел через самую глубокую из всех бездн, но был поднят в самое присутствие Отца. В этот день смерть была побеждена. Если мы тоже доверимся Богу до конца, мы победим. Победитель – это тот, кто отказывается верить, что Бог забыл нас, даже если ему так кажется; победитель тот, кто никогда не откажется от своей веры; победителем является тот, кто был избит до глубины души и всё еще держится за Бога. Вот что сделал Иисус!
Сегодня мысленным взором мы всё это видели – его тело отдали и его кровь пролили за тебя и за меня. Мы видели, как наш Господь был доведен до глубины, которая превосходит интенсивность Его нежной любви к каждому из нас за столом Господним.
Найджел Паттерсон (20.08.2023г.)