Библейские чтения: 1 Паралипоменон 13,14; Иезекииль 26; Ев. от Луки 23.
Вчера читали мы у Луки 22:19: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Этого мы и ждем – вкушать хлеб и вино с Господом Иисусом в Царствии Божьем! Символы хлеба и вина наиболее сильные в Писаниях. По Закону Моисееву из Ветхого Завета, существуют различные подношения. Господь Иисус явил кульминацию и абсолютное жертвоприношение… он был беспорочным Агнцем Господним (Иоанн 1:29 и 36).
Задумайтесь над вопросом: «Почему Иисус благословил хлеб и вино?» Мы выказываем почитание по разным поводам – и не только потому, что нам так указано. Хлеб символизирует тело Христово, вино – его кровь. Но почему, хоть и на пороге смерти, Иисус благословил хлеб и вино? Или это был просто такой обычай в его время? Выясняется, что нет.
Братья и сестры, принимая эти символы, мы думаем о жизни – нашей жизни, жизни Господа Иисуса и о его смерти. Мы за многое благодарны – особенно за то, что есть у нас спасение от смерти несмотря на грехи наши. Через смерть Спасителя открылось для нас будущее. Но Господь Иисус пожертвовал собой по собственной воле и не думая о себе самом. Был ли он должен благодарить своего Отца за хлеб и вино? Да, должен был, и для нас теперь это правило для подражания. Он благодарил Отца за жизнь и смерть и за тех неизвестных ему, которые родятся много позже его времени – как вы и я.
Прочитайте, что сказано в книге Левит 24:1-9 о масле и хлебе. В Скинии Завета масляные лампы горели постоянно с заката до рассвета (стихи 2-4). И так было каждый день. Бог существует в своем собственном свете, а священник пребывает «во тьме», которая освещается только Божьим Законом. Наши служения и ритуалы базируются на чистоте и святости. Смотрите как часто повторяется слово «чистый»: в стихе 2 речь идет о чистом оливковом масле; в стихе 4 – чистый подсвечник; в стихе 6 – чистый стол; а в стихе 7 – чистый ливан. В стихах 7,8 появляется жертвенный хлеб, который уже во второй раз связывается с благовониями (на это сочетание указывает и стих 2:2). Это символ священничества Христова, ибо он наш Первосвященник навечно.
А теперь задумаемся о хлебе, о том самом хлебе, который лежал пред Господом день и ночь, как знак постоянной службы в Скинии. Двенадцать буханок пшеничного хлеба представляют собой двенадцать колен израилевых. «Пшеничный хлеб» это «хлеб предложения», он указывает на присутствие Бога и дары ему от двенадцати колен. Народу полагалось приносить муку и дрожжи для хлеба и кормить священников. Это постоянные и возобновляемые жертвоприношения, они должны быть перед Господом постоянно (Левит 24:8), суббота за субботой, как завет вечный. Закон Моисеев требует этого раз в неделю, двенадцать буханок чистого хлеба на чистом столе. Мы заключаем, что на стол клали и приношения от «зерна, вина и масла», основных трех продуктов земли… (Второзаконие 7:13). Были там и чаши для вина, и сосуды для масла, и даже «ложечки» для благовоний.
И вот перед нами встает картина Скинии в сердце пустыни, внутри которой перед Богом лежит лучшее, что священники смогли доставить. Сделанный из акации стол был тяжел и недоступен гниению, но все же обложен чистым золотом. Стол предложений стоял в Святом, как раз снаружи от Святого Святых. Рецепта приготовления этого хлеба мы не знаем. Он съедался священником в конце седьмого дня от выпекания, пока не заплесневел. Этот хлеб – символ постоянной зависимости человека от Бога во всем. Конечно, в Библейские времена хлеб как питание был важнее, чем теперь – нечего выпекать и вот вам голод.
Священники понимали это как то, что на хлебе лежит рука Божья, это наша зависимость от Бога и от Его постоянных действий. Он дает то зерно, которое прорастет в урожай, Он посылает солнце и дождь для роста пшеницы, Он дал людям знание как вырастить, и как истолочь, и как испечь, и вообще как превратить муку в хлеб. Хлеб – это сила Господа, и вспоминая Иисуса, который сам есть хлеб жизни (Иоанн 6:35 и 48) и который был преломлен за нас. Вечный завет пшеничного хлеба могущественно воплощается в нашем хлебопреломлении. Теперь его вкушают не только священники, но и все из нас, которые в Него верят.
В Книге Левит 7:23-27 мы также читаем, что запрещено было есть тук и кровь: «скажи сынам Израилевым: никакого тука ни из вола, ни из овцы, ни из козла не ешьте. Тук из мертвого и тук из растерзанного зверем можно употреблять на всякое дело; а есть не ешьте его; ибо, кто будет есть тук из скота, который приносится в жертву Господу, истребится душа та из народа своего; и никакой крови не ешьте…».
Тук (жир) полагалось сжигать на алтаре, а кровью кропить алтарь, представляющий жизнь. И сказано в Послании Евреям 9:22: «…без пролития крови не бывает прощения». В чем важность этого? В жертвенном животном жир – лучшая часть, она только для Него, для Господа Бога, для Отца. Он понимает жертвенный жир как свою пищу, как свой хлеб. В чем суть? Жир олицетворяет изобилие и богатство, это Его изобильное благословление Его людей. В ответ Он ждет от нас немного благодарности. Мы же можем в ответ дать часть нашего жира, нашего блага – а что это есть? А это наши молитвы, наше преклонение, наша вера, возносящиеся как благоухание приятное (Откровение 8:3,4).
Жертвоприношения по Закону Моисееву не во всем идеальны: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евреям 10:1-4).
Жертвы по Ветхому Завету спасения не приносят. Спасение идет только от тяжких трудов Христовых, посланца Господня. Но на жертвах животных древние евреи научились понимать насколько серьезен грех в глазах Господних. Разве недостаточно для нашего понимания, что жертва Сына Божия за грехи всего мира показывает, что грех приносит человечеству только трагедии и страдания?
И вот, мы подходим к Тайной Вечере у Луки 22:7-20. Иисус благословляет и хлеб, и вино – почему? Возможно он знал, что Бог действительно отдает всего Себя. Это также символично, как и символы тела Христова и крови его. Бог дал людям Свой хлеб и Свое вино и правильно было Иисусу поблагодарить Его за это. Как сказано в Послании Ефесянам 5:2: «и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное». Можно сейчас поразмыслить над тем как облагодетельствованы мы любовью Господа и Сына Его.
Крис Дайер (30.09.2018г.)