Ежедневные чтения: Левит 15, Псалом 116,117 и 2 Коринфянам 10,11.
В Евангелии от Луки 23 мы читаем, как возрастает напряженность между Иисусом и целым рядом религиозных течений, которые являлись либо частью еврейского верховенства, либо были близки к нему. Эти группы зачастую враждовали между собой, но неожиданно объединились с единственной целью – уничтожить Иисуса. Этот новый Учитель не только утверждал, что Он – Сын Божий, но также распутывал сложные шарады, построенные ими вокруг всего Закона Моисеева. Эти люди считали, что одержали победу, заставив римского правителя взять на себя ответственность за смерть Иисуса, хотя Пилат неоднократно заявлял, что не считает Иисуса виновным.
В этой проповеди я хочу рассмотреть, как в Евангелии от Луки и других Евангелиях нам рассказывается о беспорядке, царившем в мыслях последователей Иисуса. В Евангелии от Луки 23:50-53, мы читаем о невероятно смелом поступке Иосифа, в то время как он являлся членом Синедриона. Это было действие, на которое не решился ни один из одиннадцати учеников Иисуса, – Иосиф имел доступ к Пилату и смог вымолить у него тело Иисуса. Римляне вынуждены были распять Иисуса, проигнорировав суд Пилата и предостережение его жены. В Евангелии от Иоанна 19:38-42 содержится дополнительная информация о том, что еще один советник по имени Никодим помогал Иосифу в подготовке тела Иисуса, они вместе поместили его в гробницу в скале. Теперь давайте поразмышляем о том, чем Иосиф, Никодим, две Марии и Саломия занимались: ОНИ ГОТОВИЛИ ТЕЛО ИИСУСА К ВЕЧНОМУ ЗАХОРОНЕНИЮ. Они, кажется, не ожидали, что вновь увидят Иисуса живым!
Посмотрите, что происходит, когда испуганные женщины заходят в гробницу в Евангелии от Луки 24:3-8. Ангелы напоминают им об обещании Иисуса, которое Он дал ученикам в Евангелии от Луки 9:22 и 44. Оно было обращено к двенадцати апостолам, но это был не единственный раз, когда Иисус давал подобное обещание – Он повторял его много раз. В Евангелии от Матфея 12:39,40 Иисус даже использовал пример Ионы, который находился во чреве большой рыбы три дня, подготавливая учеников к тому, что Он будет в могиле три дня.
Очень странно, что ни одно из этих предупреждений не навело их на мысль, не заставило задуматься, не дало апостолам надежды на то, что смерть Иисуса не была концом всему. Когда они видели страшную сцену Его распятия, они должны были с уверенностью сказать: «Подождите три дня, и наш Господь будет с нами, вот увидите». Интересно, что одна группа людей, слушавших и запомнивших Его слова, была Его врагами. Помните, что они сказали Пилату в Евангелии от Матфея 27:62-64 после распятия?
Ну а что насчет женщин, которые стояли у гроба в Евангелии от Марка 16:8? Они боялись; не радовались, показывая полное непонимание того, что пустой гроб означал только одно – что Иисус был снова жив! А что можно сказать об учениках, которые собрались обратно в город в печали и отчаянии – в Евангелии от Луки 24:11? Они не верили, хотя к обещанию Иисуса были добавлены слова Ангелов. В Евангелии от Матфея 28:9 и Евангелии от Марка 16:9 нам говорится о том, что женщины увидели Иисуса. В Евангелии от Иоанна 20:15 рассказывается об особенной встрече Марии Магдалины и Иисуса, когда Мария все еще думала, что тело Иисуса украли его враги. Обещание ученикам содержало в себе много убедительной информации, но они до сих пор не верили.
Два врага по имени «сомнение» и «разочарование» работали в умах учеников, фактически выступая препятствием веры и понимания цели Божьей. Даже Пётр в Евангелии от Луки 24:12, когда он сам увидел, что Иисуса не было в гробнице, не запрыгал от радости, а «удивился». Разочарование можно увидеть и у двух учеников, которые возвращались в Эммаус. Вспомните, что они уже знали о том, что рассказали женщины в Евангелии от Марка 16:11. Они были на пути домой и грустили, о чем и сказали Человеку, с которым встретились в Евангелии от Луки 24:20-24. Какое выражение было на их лицах, когда Иисус пришел к ним, оно было радостным и энергичным? Нет, в стихе 17 сказано, что они были печальны!
Когда Иисус начинает учить их, он прежде всего критикует их за то, что они не верили словам всех пророков, начиная с Моисея (стих 27). Учение, последовавшее за этим, должно было стать большим откровением для них, ибо оно показывало без сомнения, что ключом к пониманию Писаний был тот факт, что Иисус был предметом многих из этих книг. Позже в своем доме они поняли, что это был Иисус, прежде чем он исчез из их поля зрения (стихи 30,31). Теперь они понимали, почему слова, которые он говорил им на пути, стали причиной того, что их «сердца горели в них» (стих 32).
В восторге от осознания этого, они тут же отправились обратно в Иерусалим, чтобы сообщить весть апостолам. В Евангелии от Луки нам об этом не говорится, но мы узнаем об этом из Евангелия от Марка 16:12,13. Это еще раз доказывает, что ученики решительно отказывались принимать доказательства, какими бы сильными они ни были. В стихе 14 мы видим слова Иисуса о том, как он чудесным образом появился среди них, упрекая их за «жестокосердие».
В Послании Евреям 3:8,9 рассказывается о времени, когда Израиль отвернул свое лицо от Бога с таким же жестокосердием после того, как Он спас их из Египта. Почему народ (а позже – ученики и апостолы Иисуса) посчитал невозможным полностью принять Божьи обетования и учения? У них всегда были сомнения, всегда разочарования и всегда перестраховки. Как будто они думали про себя: «Лучше держать у себя несколько идолов, просто на всякий случай».
Сомнения и разочарования, возможно, также сыграли большую роль в предательстве Иуды. В Евангелии от Иоанна 6:67 Иисус повернулся к маленькой группе, спросив: «Не хотите ли и вы отойти?» Пётр ответил от имени всей группы, но, конечно, не мог заглянуть в сердце каждого. Иисус сказал в стихе 70: «Но один из вас диавол».
Вы спросите, когда мы готовимся вспоминать о Господе посредством хлеба и вина, почему я сосредоточил внимание на негативных понятиях – сомнении и разочаровании? Это потому, что я считаю эти две человеческие эмоции наиболее проблемными в нашем ученичестве. В Послании Евреям 12:6 Павел с великой мудростью, которую почерпнул из личного опыта, говорит: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»; и в стихе 11: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». Это нелегко понять, так ведь, братья и сестры? Нелегко принять потери, травмы, болезни и несправедливость, как наказание от Отца нашего Небесного. Павел и Пётр примирились со страданиями, когда писали обращения к экклесиям из своих тюремных камер.
Я думаю, что двое учеников, устало бредущие обратно в Эммаус, были разочарованы тем, что из того, что казалось прекрасным и многообещающим, ничего не вышло. Я вижу, что они категорически отказывались принять все свидетельства того, что Иисус жив, отсюда сомнения и разочарования. Какое наставление для нас, тех, у кого есть полная Библия, чтобы вести нас по жизни! У нас есть Богом данное доказательство для научения.
Я уверен, что недостатки и ошибки первых учеников Иисуса, с любовью записанные для нас, помогут нам стать лучше. На протяжении всей Библии описаны слабости человека, чтобы мы смогли стать такими, какими нас хочет видеть Бог. Адам и Ева решили ослушаться Бога, таким образом, грех и смерть вошли в мир. Главная мысль заключается в том, что Бог знает это. С самого начала Он предопределил рождение Иисуса, Который позднее умер, чтобы даровать нам спасение. Давайте вспомним Господа Иисуса сейчас, в символах хлеба и вина. Однажды он вернется, чтобы окончательно изгнать смерть и страдания с земли.
То, что Бог и Иисус хотят видеть в нас – это наша вера и доверие, несмотря на наши слабости. Когда мы доверяем и надеемся на Бога, Ему это должно быть в радость! Ибо когда это происходит, это является нашей полной победой над всеми нашими природными наклонностями, болью, потерями, нашими разочарованиями и сомнениями. Это помогает нам не только лучше понять себя, но, что более важно, лучше понять наших братьев и сестер, которые находятся вместе с нами на пути в Царство.
Боб Беннет (8.03.2015г.)