Библейские проповеди
Овладение Царством
1.06.2014

Отрывки ежедневных чтений: И.Навин 18, Исаия 24 и Евреям 6-7.

На протяжении двух последних недель наши чтения в Ветхом Завете приходились на книгу Иисуса Навина. И если бы нам потребовалось выразить одним словом события первой половины этой книги, то основная тема вполне могла бы быть передана словом «победа». Конечно, были и упущения, и ошибки при принятии решений, когда Израиль продвигался по Обетованной земле с целью ее завоевания. Вот лишь два примера тому: неудача при первой попытке захвата Гая из-за греха, совершенного Аханом (Нав. 7:4-26), и забывчивость израильтян о том, чтобы испросить Божьего совета перед тем как заключать мир с жителями Гаваона (Нав. 9:3-27). Тем не менее, именно «победа» является ключевым словом в борьбе Израиля под предводительством Иисуса Навина – вначале во время покорения южной и центральной областей Ханаана, а затем и во время военных походов в более удаленные северные края. В десятой главе говорится о том, как города пали один за другим, ибо «Господь сражался за Израиля» (ст. 14). Затем в Нав. 11:16-23 нашему вниманию предстает краткое описание его завоевательных походов, завершающееся в двадцать третьем стихе следующими словами: «Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны».

Тем не менее, несмотря на воцарившийся в общем и целом мир, из последующих глав становится понятно, что несколько очагов сопротивления еще оставались тут и там. Одним из таких примеров служит Иерусалим, как говорится о том в Нав. 15:63: «Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня». И в Суд. 1:19,21,25-36 нам тоже дополнительно сообщается, что некоторые хананеи не были уничтожены. Впоследствии всё это привело к тому, что Израиль стал перенимать ложные верования этих народов, и всякий раз ему приходилось дорого за это платить.

По мере приближения ко второй половине книги, главная тема меняется от «победы» к «владению». Сегодняшнее чтение в главе восемнадцать начинается с установления скинии в Силоме. До этого момента, как можно сделать вывод, она оставалась в Галгале, ибо именно там израильтяне изначально разбили свой лагерь после того как перешли через Иордан. Однако теперь, когда вся земля покорилась им, было весьма разумно и уместно перенести скинию примерно на тридцать километров дальше на север от границы земли. Поэтому её и переместили из Галгала, означающего в переводе «колесо» или «качение», в Силом, означающий «место покоя». Израиль больше не был скитающимся народом, каковым он являлся на протяжении последних сорока лет, словно «перекатываясь», подобно колесу, с одного места на другое. Теперь же они вступили во владение землей, обетованной Богом Аврааму, Исааку и Иакову. Скиния, вместе с располагавшимся внутри неё ковчегом – средоточием всего служения израильтян Богу, – обрела «место покоя» в Силоме. Однако на момент событий в Нав. 18:2-4 становится очевидно, что семь израильских колен еще не вступили во владение своими землями.

То обстоятельство, что некоторые области завоеванной в целом земли еще не были приняты во владение соответствующими коленами, представляло собой определенную опасность. Возникла ситуация, известная как «вакуум власти», и выражалась она в том, что появились достаточно обширные территории, прежние жители которых были уничтожены, но которые теперь оставались пустыми и незаселенными. Это увеличивало опасность того, что те языческие племена, которые не были до конца искоренены или изгнаны Израилем, могли возвратиться на них. В первом стихе тринадцатой главы говорится, что Иисус к этому времени состарился и был отягощен предшествующими пятью годами непрерывных походов и сражений. Он выполнил главную задачу перед лицом всей нации и заложил основу ее дальнейшего проживания в земле, которая теперь принадлежала Израилю и которую двенадцать колен должны были разделить между собой. Однако, как можно было видеть, желающих взяться за дело и возглавить распределение земель не находилось. Поэтому Иисус и выступает с обличением своих братьев в 18:3: «Долго ли вы будете нерадеть о том, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал вам Господь Бог отцов ваших?»

Служение Иисуса подошло к концу и вскоре ему надлежало умереть, так что им пришлось бы заканчивать разделение земли самостоятельно. Посему, было бы лишь разумным начать прямо сейчас, но были ли они готовы к тому? Казалось, что они ждали, пока Бог не назначит кого-нибудь для продолжения начатого Иисусом. У англичан есть поговорка, которая хоть и не происходит из Библии, но гласит следующее: «Бог помогает тому, кто помогает себе сам». И это, действительно, так. Престарелый Иисус вновь приходит на выручку своему народу и, начиная с 18:4 и далее, мы читаем, что он дает указания семи коленам о том, как им надлежит вступить во владение землей. Каждое из семи колен должно предоставить трех человек – всего двадцать один – с тем чтобы они возглавили этот процесс. Им было сказано пройти по всей земле и разделить ее на семь частей, а потом записать результаты деления в книгу и принести ее Иисусу. Это была непростая задача. Некоторые участки земли несомненно были лучше других, а потому они обладали и большей ценностью. И среди городов тоже были такие, местоположение которых представлялось более выигрышным по сравнению с остальными. Также при составлении земельного плана необходимо было учитывать численность каждого из колен и размер принадлежащих ему стад. Всё это и многое другое необходимо было принять во внимание с тем, чтобы разделение земли проходило по справедливости. Письменное изложение помогло бы избежать возможных будущих споров о том, кто и что говорил, и как всё решалось непосредственно во время исследования земли и отведения её наделов каждому из колен. Необходимо было, как минимум, согласие большинства по всем тем решениям, которые надлежало принять двадцати одному назначенному исследователю земли.

Интересно сравнить слова, с которыми обратился Иисус Навин к этим исследователям в Нав. 18:8, со словами, сказанными Богом Аврааму в Быт. 13:17: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее». По сути, Бог говорил Аврааму следующее: «Пойди, исследуй эту землю, хорошо рассмотри ее, потому что однажды она станет твоей». Исполнение этого обетования всё еще относится к будущему. Но для его потомков, которые отправлялись на исследование этой земли по повелению Иисуса Навина, овладение ими Обетованной землей было неким напоминанием о словах, сказанных Богом Аврааму много лет назад. Что касается нас, то мы, ожидая наступление того будущего времени, постараемся не забывать о своем положении братьев и сестер в Господе Иисусе Христе. Недаром Иисус Навин и Иисус Христос имели одно и то же имя, которое означает «Бог спасет». Иисус – наш спаситель. Именно он даст нам наше наследство в Божьем Царстве.

В Лук. 12:32 Иисус сказал: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Мы должны верить в это! При этом мы, конечно же, не должны полагать, что можем сидеть сложа руки и ничего не делать, а Царство будет дано нам само по себе. Мы будем допущены в него только в том случае, если будем найдены достойными. Иисус Навин был орудием в руках Божьих с тем, чтобы с его помощью израильтяне могли победить и покорить всех своих врагов – язычников-хананеев. Подобно ему, Иисус Христос победил нашего главного врага – грех, и добился он этого благодаря своей совершенной жизни, смерти и воскресению, которое мы вспоминаем сегодня посредством хлеба и вина. Достигнутое им дает таким людям как мы возможность иметь свои грехи прощеными, а поскольку наш грех уничтожен, то мы, освободившись от него, можем идти вперед к овладению Царством, которое приготовлено нам. Опираясь на вопрос, который Иисус Навин задал народу Израилеву в Нав. 18:3, мы тоже можем спросить себя: «Не проявляю ли я ‘нерадение’ в том, чтобы всем сердцем возжелать Царство, которое предлагает мне Сам Бог?» Мы не можем позволить себе слабость и неуверенность в предпринимаемых нами усилиях, если поистине хотим обрести место в Царстве, которое установит Иисус Христос по своему возвращению на землю.

Каждый из нас имеет тот или иной дар от Бога, те или иные способности. И Бог желает, чтобы мы употребляли всё это на служение Ему. В случае с некоторыми из нас таким даром может быть проповедование и распространение Евангелия. Для других это может быть оказание помощи больным, сопереживание людям в их проблемах или какая-то иная помощь, будь то в материальном или духовном плане. И это лишь несколько примеров в целом море возможных жизненных ситуаций. Каждый из нас имеет шанс последовать примеру Иисуса и совершать соответствующие поступки в своей жизни. Петр говорит в Деян. 10:38, что Иисус творил добро и исцелял всех тех, кто страдал под гнетом различных последствий греха. Теперь же, вспоминая его хлебом и вином, давайте со всей решительностью постараемся «…не унывать, делая добро» (Гал. 6:9 и 2Фесс. 3:13). В должное время мы получим свою награду, если со всем терпением и прилежанием будем оставаться неутомимыми делателями добра.

Джим Бэйкер (01.06.2014г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.