Отрывки ежедневных чтений: Числа 32, Притчи 23 и Иоанн 5.
В английском переводе Библии эта фраза звучит так: «Всему есть конец» (Притчи 23:18) и означает результат или последствия чего-то. Каждый наш поступок имеет последствия – хорошие или плохие. В Лук. 16:8 показывается определенный тип мудрости, которая может видеть заранее последствия выбранного пути. В греческом языке существует два слова, обозначающие «мудрость»: «софия», что означает «общее понимание природы вещей», и «фронесиз», что означает «способность различать действия на основе их последствий». В новозаветной притче управителя, хотя он и был нечестным, похвалили за его способность придумать план действий, который принес определенный результат.
Совершенно другой пример того, как поступки приводят к последствиям, можно найти в жизни царя Давида. Последствия его неблаговидного поступка с Вирсавией повлияло на весь остаток его жизни. Это является важным уроком и для нас: несмотря на наше раскаяние в грехах и прощение от небесного Отца, мы все равно должны продолжать жить с последствиями наших действий. Бог использует эти последствия для формирования наших характеров. Поэтому сначала необходимо хорошенько подумать, а уж потом только действовать.
Наши поступки влияют и на других людей – пример колен Рувима и Гада
В Числ. 32:5-7 колена Рувима и Сахара, даже не осознавая этого и, возможно, не имея даже намерения, своим поступком чуть не расстроили другие колена. Если бы они завладели землей раньше положенного, то сразу же по всему лагерю разлетелся бы слух, из-за которого бы напросто опустились бы руки у тех людей, которым еще предстояли битвы за их земли.
И мы своими действиями можем послать негативный сигнал нашим братьям и сестрам, который подавит их энтузиазм и усилия. Об этом сказано в 1Кор. 8:9 – мы не должны позволять нашим поступкам, какими бы правильными они нам ни казались, становиться препятствием для других. Люди из колен Рувима и Гада имели полное право войти в свои земли, однако нужно было заранее просчитать влияние их действий на других людей. Стих 11 ведет нас дальше: ни один из нас не хотел бы быть причиной смерти нашего брата, поэтому давайте будем осторожны в наших словах и делах! В стихе 13 описывается решимость апостола Павла в том, чтобы его поступки ни коим образом не стали искушением для брата ко греху. В Чис. 32:16-17 рассказывается, как в конце концов рувимляне и гадитяне (люди из колен Рувима и Гада) стали прекрасным примером веры, помогая своим братьям. Давайте будем стремиться к тому же!
Особая ответственность – воспитание детей
В Прит. 23:13-14 говорится о последствиях недостатка физического воспитания ребенка. И это совершенно противоречит сегодняшним ценностям гуманизма, который утверждает, что физическое воспитание ребенка по какой бы то ни было причине – неправильно. Конечно же, злоупотребление таким видом воспитания (избиение, к примеру) совершенно неправильно. Но здесь идет речь об исправлении ребенка для его же пользы, чтобы он мог научиться различать добро и зло. Библия наставляет родителей поступать таким образом, заботясь о благополучии ребенка в долгосрочной перспективе.
Однако, в этом имеется еще больший духовный урок для нас с вами, вне зависимости от того, являемся ли мы родителями или нет. Мы все – дети Божьи, и Бог несет ответственность за каждого из нас. Он исправляет нас наказаниями, как об этом говорится в Евр. 12:5-11, и мы с вами имеем ответственность друг за друга. Посмотрите Иак. 5:19-20, где говорится о положительных последствиях обращения человека к Богу, и 1Кор. 5:5, где говорится о результате. Заметьте, это исправление необходимо для того, чтобы человек научился и осознал истину, а не ради того, чтобы отомстить ему. Соломон писал в Прит. 27:6: «Искренни укоризны от любящего». Иногда мы должны собраться с силами и показать брату или сестре их ошибочный путь, чтобы мы могли спасти их от серьезных жизненных последствий.
Читая Притчи 23:17-18, мы видим еще более точную информацию о последствиях действий на нас самих, а точнее – польза духовной мудрости. Если в нашем сердце мы не завидуем грешникам, а вместо этого в страхе и почтении ходим пред Богом, то от этого будут положительные последствия. В этом плане хорошо подходят слова из Пс. 72:2-4, 16-19 и 24. Перед нами изложены конец нечестивца и надежда праведника. В Пс. 36:37-38 «будущность» праведного человека противопоставляется «будущности» нечестивого. Давайте осторожно обдумывать наши действия и пути, чтобы их последствием был мир и слава по милости нашего Небесного Отца.
Последствия в нашей жизни – «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Иоан. 5:25)
Иисус сам выделяет эти последствия в Иоан. 5:25. Он говорит о двух воскрешениях, которые произойдут в разное время. В стихе 25 Учитель говорит: «наступает время, и настало уже…», – ссылаясь на воскрешение, произошедшее в то время. Это было не физическое воскрешение, а духовное: все те, кто был мертв в своих грехах (Еф. 2:1), воскресли к обновленной жизни (Рим. 6:4), когда осознали Истину и крестились. Но сейчас, по прошествии какого-то времени после крещения, прислушиваемся ли мы до сих пор и действуем ли по Слову Божьему? Если да и если мы будем продолжать делать это до нашей смерти или до возвращения Христа, то наградой нам будет вечная жизнь! В Иоан. 5:28 Иисус говорит о физическом воскрешении и бессмертии праведных. Однако не все воскрешенные люди получат бессмертие. Некоторые из них будут воскрешены и осуждены на окончательную смерть (Дан. 12:2).
Великий пример
В символах хлеба и вина мы вспоминаем Иисуса, который был воскрешен из мертвых к вечной жизни. Иисус был крайне осторожен в своих поступках по отношению к другим людям – посмотрите Иоан. 13:4-5. В других евангелиях говорится, что до этого среди учеников был спор о том, кто из них будет главнее, и поэтому Иисус решил на деле показывать великое смирение пред остальными – он омыл ноги своим ученикам. В стихе 14 он преподает им урок в надежде на то, что они усвоят его. Мы знаем из стиха 30 о том, что Иуда был тогда с ними, но позже ушел. Иисус, прекрасно зная о том, что Иуда предаст его, тем не менее омыл ноги и ему.
Все эти события произошли прямо перед распятием Иисуса, дабы и мы вместе с ним могли получить надежду на славу (Кол. 1:27). Давайте поразмышляем об этой великой жертве и надежде, которую она влечет за собой, а также удивительные последствия его великой любви к нам. В Евр. 12:2 сказано, что он претерпел все эти страдания в ожидании радости, предстоящей ему. Вкушая хлеб и вино, давайте будем благодарны за его дела и удивительные последствия этих дел для нас. А также давайте будем более осторожными с нашими делами и поступками, ведь наша цель в жизни – обещанное Царство Господне.
Рой Хайфилд (13.04.2014г.)