Библейские проповеди
Некоторые принципы из притч Иисуса (Матф.15)
21.04.2013

Отрывки ежедневных чтений:  Второзаконие 4, Притчи 31 и Иоанна 15,16.

В Матф. 15 мы видим некоторое сходство событий, случившихся на протяжении служения Иисуса, с двумя притчами, которые он рассказал в этой главе. Мы видим сходство с притчей о фарисее и мытаре в Лук. 18:9-14 и с притчей о сучке и бревне в Матф. 7:3-5. Глава начинается с того, что фарисеи осуждают учеников за принятие пищи без омытия рук (стихи 1-2). Не было ничего плохого в том, что фарисеи умывали руки перед едой, однако то, что сначала было доброй традицией, со временем развилось в дело особой важности. Итак, что же делает Господь Иисус? Ответ находится в стихах с 3 по 9. Мы видим пример того, как фарисеи указывают на что-то незначительное (немытые руки перед едой) по сравнению с тем, что делали они сами (жертвуя свои деньги на храм и тем самым избегая денежной помощью родителям). Господь Иисус быстро подметил это, сравнив учение фарисеев с Божьим учением. Он обвиняет их, показывая, что ученики на самом деле преступили закон фарисеев, а не Божий закон. Фарисеи же были повинны в чем-то более серьезном: посвящая дорогие дары храму, они были освобождены от помощи своим родным.

Притча о сучке и бревне в Матф. 7:3-5 говорит об опасности лицемерия; мы не можем исправлять другого человека в чем-то маленьком, когда сами повинны в чем-то большом. Слово «сучок» в оригинале звучит как «соломинка». Фарисеи обвиняли учеников в нарушении их традиций, в то время как сами не обращали внимания на Божьи заповеди, которым якобы они подчинялись.

В стихах 10-11 Иисус повторяет то, что совершенно не важно, что человек ест; важно то, что исходит из него, т. е. его слова и дела. Поэтому неудивительно то, что в 12 стихе ученики говорят Иисусу: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» Иисус показывал, насколько бесполезными были традиции и обычаи фарисеев.

В стихах 22-28 Иисус предстает перед нами как великий Целитель. Язычница, встретившаяся на его пути, обращается к нему как к «Сыну Давида». Пока иудеи ожидали Мессию, который должен быть потомком Давида (что они хорошо знали), они не заметили, как он появился между ними. А язычница осознала, что он является Мессией. Также заметьте, что Иисус не сразу же ей ответил. Почему? Вероятно, для того, чтобы испытать ее веру. Может быть, эта женщина была готова ухватиться за любую надежду на исцеление ее дочери и испробовать все, ведь ей всё равно нечего было терять? Или же она верила, что этот человек на самом деле может исцелять?

Иисус говорит в стихе 26: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». О каких детях он говорил? Иудеи считали себя детьми Божьими; так оно и было, и именно к ним Христос пришел проповедовать Благую весть. Он пришел, чтобы дать детям Божьим хлеб жизни. А кто имелся в виду под «псами»? В то время слово «пес, собака» использовалось как ругательное слово. Язычники так обзывали иудеев и наоборот. И вот, явился Иисус с намерением дать хлеб именно детям Божьим, т. е. иудеям. А тут появляется язычница, «собака» в глазах иудеев, и просит чего-то у иудея. Иисус испытал веру и намерения этой женщины. На самом ли деле она хотела принять помощь от того, кто был «псом» в глазах ее народа?

Ее ответ в стихе 27 явно демонстрирует ее веру. Поэтому неудивительно, что Иисус ей отвечает: «Велика вера твоя». Ее ответ на самом деле показывает ее смиренное отношение. Она знала, что иудеи сочли бы ее, язычницу, недостойной. Всё, о чем она просила, – это крошки хлеба жизни, который был принесен иудеям! (Иоан. 6:35) На ее ответ, полный веры, Иисус дарует ей то, чего она желала – исцеления ее дочери. Сравнивая спор Христа с фарисеями в Матф. 15:1-9 с отношением этой женщины, мы видим реальный жизненный пример из притчи о фарисее и мытаре в Лук. 18:9-14.

Фарисеи были поглощены собою, как это и описывается в притче. В своей молитве фарисей упоминает традиции, которые он соблюдает, – пост и десятина. В 15-й главе Матфея говорится о фарисеях, которые особо соблюдали обычай омовения рук перед едой. Как фарисей в притче отдавал десятую часть всего того, что имел, так и эти фарисеи отдавали храму всё положенное, что требовалось. Однако все эти старания были впустую.

Подобно и мытарь в притче, понимая, что он грешник, все равно помолился Богу, так как он знал, что только Бог может смилостивиться над ним и простить его. Так и здесь мы видим женщину, которая, несмотря на то, что она язычница, пришла к Иисусу, зная, что он – Сын Божий. Она знала, что только через него она может приобрести надежду.

Последнее событие в этой главе представляет Иисуса, как Пастыря, когда он насыщает 4000 человек в стихах 29-39. Иисус взошел на гору около Галилейского моря. Он сел, а народ постепенно стекался к нему в ожидании того, что он исцелит их от болезней. Иисус разговаривал с людьми, пока исцелял их. В стихе 32 говорится, что он сжалился над толпой. Другой момент, который следует отметить, находится в стихе 31, когда народ «прославлял Бога Израилева». И вновь мы видим огромную разницу между фарисеями, которые с презрением отнеслись к его чудесам, и с этими людьми, которые прославили Бога, видя эти чудеса.

Всё это говорит о том, что люди не оставили Иисуса, как только он их исцелил. Они остались и слушали его проповедь. Кажется, что эти люди, вкусив благо Господних чудес, не захотели уходить. Получив временную надежду от его исцеляющей силы, они захотели узнать больше о постоянной духовной надежде, которую он им предлагал. Чтобы узнать об этой надежде, они остались с Иисусом на три дня, и, следовательно, ничего толком не ели. Поэтому Иисус сжалился над ними, дабы в обратном пути они не ослабели от голода.

Второе чудо Иисус исполняет с использованием хлеба и рыбы. Подобное чудо уже совершалось ранее с насыщением 5000 человек в Матф. 14:14-21. В этот раз были накормлены 4000 мужчин + женщины и дети, использовалось больше хлебов и рыбы, но взято меньше корзин с остатками. Но это не делает первое чудо более превосходным. Мы видим, что в каждом случае всем тем, кто жаждал духовной пищи, Господь давал сполна и даже более. Если мы готовы «жаждать истины», Отец нам даст всё, в чем мы нуждаемся (Матф. 5:6).

В Матф. 15 мы увидели, как Христос проповедовал Евангелие и заставил фарисеев умолкнуть. Изучая Писания, мы можем извлечь немалую пользу. Мы также видим его как великого Пастыря, прошедшего путь от Агнца до Пастыря. Он заступается за нас пред Богом в наших молитвах, и, будучи искушен, «может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).

Исследуя себя и размышляя о жертве Христа в символах хлеба и вина, мы понимаем, что мы также получили исцеляющую силу Иисуса, великого Врачевателя, который когда-то исцелил ту хананеянку. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Эндрю Баунс (21.04.2013г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.