Библейские проповеди
Самуил познает слово Божие с детства (1Царств, гл.3)
10.02.2007

«Самуил, Самуил» – послышался голос в ночной тишине. Возможно, для многих из нас в похожей ситуации возникло бы сильное искушение повернуться на другой бок и сделать вид, что ничего не слышал! Но не таким был молодой Самуил. Он с усердием служил в доме Господнем, а потому тут же ответил на призыв, полагая, что он исходит от его господина Илия, престарелого первосвященника. Несомненно, когда Илий убедил Самуила, что не он звал его, он с радостью вернулся в свою постель, но только для того, чтобы встать с нее опять еще и в третий раз. Лишь этот один момент многое говорит о том прилежании, с которым служил Самуил, и уместности того, что слово непосредственно от Бога пришло именно к нему.

Когда Илий понял, что Господь зовет Самуила, он сказал, как ему нужно ответить Богу. Нам сказано, по какой причине Самуил не мог распознать, что Бог призывает его: «Слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты». Несмотря на то, что неназванный «человек Божий» уже произнес страшное осуждение дома Илию (1 Царств 2:27-36), пророческое слово всё еще не было знакомо Самуилу. Теперь же всё изменилось. Можно представить себе, как он идет в священное место скинии собрания, чтобы услышать слово от Ангела Господня.

«Испрошенный у Бога»

Самуил сказал: «Говори, [Господи], ибо слышит раб Твой» (стих 3). И эти слова были на удивление уместно сказаны. Самуил был милостиво рожден в ответ на горячую молитву не имевшей детей Анны. Его имя означает «испрошенный у Бога» (1:20), что еще раз подтверждает то, что и наши праведные молитвы Бог слышит на небесах. Значимость «слышания» и «послушания» (одно и то же еврейское слово «шама») слову Божьему несколько раз подчеркивается в повествовании служения пророка Самуила. Например, в разговоре Самуила с Саулом в 1 Царств 15 это слово встречается семь раз, которое переведено как «слушать» и «послушать» (стихи: 1, 14, 19, 20, 22 (дважды) и 24). Слова Самуила, записанные в стихе 22, до сих пор звучат для нас предупреждением: «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». Все мы слышим заповеди Божии, однако они должны превращаться для нас в послушание.

Слова Ангела, обращенные к молодому Самуилу в скинии, звучат отрезвляюще. Похоже, Самуил продолжал уважать Илию, даже несмотря на его прегрешения. Однако здесь ему было велено прямо сказать о падении и осуждении дома Илия из-за злодеяний его сыновей, которых он не мог обуздать. В 1 Царств 3:11-14 говорится: «Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их». Самуил был слишком юн, чтобы передать такое тяжелое послание. Иосиф Флавий, переписавший историю Библии, говорит, что ему было тогда двенадцать лет. Очевидно, что ему совсем не хотелось пересказывать видение Илию. Однако также ясно, что Бог увидел в нем достаточную духовную зрелость, для того чтобы доверить такую трудную задачу.

На следующий день рано утром он приступил к своим обязанностям. Как потомку Корея в его обязанности входило отворять двери скинии собрания (стих 15; 1 Паралипоменон 6:22-28; 9:19-33). Библия уже упомянула добрые качества Самуила: «Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей» (1 Царств 2:26). Несомненно, что наставление мудреца Соломона о том, что необходимо помнить «Создателя твоего в дни юности твоей» (Екклесиаст 12:1), основывалось на положительном примере Самуила. Таким примером он и остается для всех молодых людей, которым выпала высокая честь узнать о Боге с юности. Так было и с Господом Иисусом Христом. Лука намеренно пишет о юном Иисусе почти такими же словами, которыми описывался Самуил: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лука 2:40). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лука 2:52). Следовательно, у всех сегодняшних молодых людей, последовавших за Иисусом, перед глазами всегда есть два отличных примера – наш Учитель, т. е. Иисус, и Самуил.

Духовный рост Самуила особенно примечателен, если вспомнить те аморальные обстоятельства, в которых ему пришлось жить в молодости, служа при скинии. Разница между его поведением и поведением негодных сыновей Илия поразительна (1 Царств 2:12-17, 22). Несмотря на свое высокое положение священников, они презирали закон Божий и злоупотребляли им ради удовлетворения своих похотей. Можно быть уверенным, что Самуил ежедневно прибегал к слову Божию, читая хранящиеся в скинии свитки, что помогало ему отличать пути Божии от извращенных путей, которыми шли сыновья Илии Офни и Финеес. Мир, в котором живем мы, не менее зол. Наши дети и молодые люди могут достичь духовной зрелости, исключительно следуя примерам Самуила и Господа Иисуса, влагая ежедневно слово Божие в свои сердца.

Пророк Господа

Илий настоял, и Самуил пересказал ему страшную весть Ангела Господа. Не приходится сомневаться в том, что негодное поведение, особенно тех, кто удостоился чести познать слово Божие, Вседержитель не будет терпеть и рано или поздно пошлет страшное наказание. Слова Самуила вскоре стали известны всему Израилю, к которым отнеслись как к слову Божию. Пророчество Самуила, полученное от Ангела, вскоре исполнилось – Филистимляне захватили ковчег Божий, а Офни, Финеес и их отец Илий умерли в один день (1 Царств 4:11,18).

По прошествии периода, на протяжение которого видения отсутствовали, Бог снова стал обращаться к Своему народу через Самуила, воздвигнутого Им пророка, через которого Он мог передавать Свои послания, как то и было обетовано Моисею: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Второзаконие 18:15-22). Теперь Самуил должен был наставлять и судить народ Израильский, как сказано в 1 Царств 3:19 – 4:1: «Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним. И продолжал Господь являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне».

Довольно странно, но Самуил больше не упоминается вплоть до 7-й главы. В это время Израиль был побежден Филистимлянами, ковчег взят, а Силом разрушен (Иеремия 7:12). И всё же скинии удалось как-то сохраниться в эти трагические времена. В следующий раз о ней говорится, что она находится в Номве, недалеко от Иерусалима (1 Царств 21:1). Вполне возможно, что она сохранилась благодаря верному Самуилу. Его любовь ко всему Божию подвигла его прежде всего на спасение святого места собрания в безнадежные времена угнетения филистимлянами. Вера Самуила не была лишь теоретической, она была видна в его делах.

«Во все дни жизни своей»

Посвящение Самуила слову Божию с детства стало основанием его очень долгой и полной жизни, как верного раба Божия, ибо написано: «И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей» (1 Царств 7:15). Помимо того что он говорил слово Божие народу Израильскому, он принес им освобождение от Филистимлян, учредил пророческие группы и вместе с Давидом установил служение в храме, который должен был построить Соломон (1 Паралипоменон 9:22).

Как мы видели, тема жизни Самуила состоит из слышания иисполнения слова Божия. В Библии есть хорошая эпитафия делам Самуила – это притча Иисуса о доме, построенном на камне: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (Лука 6:47-48). Именно таким человеком и был Самуил!

Дэвид Бёргс

Книги:  |

Комментарии закрыты.