Читая евангелия, очень легко потерять из виду их основные характеристики. В этой проповеди мы сконцентрируемся на одной из тем, затронутых в Евангелии от Матфея – призыв к язычникам.
Матфей был евреем и написал свое евангелие для еврейской аудитории. Поэтому в нем делается особое ударение на том, каким образом служение Иисуса Христа исполнило ветхозаветные пророчества. Иисус здесь описан как Мессия, «Сын Давидов», праведный Судия и тот, кто исполнил Закон. Два запоминающихся отрывка пытаются, как кажется, внедрить ложную идею о том, что Иисус якобы не заботился о язычниках. В Матфея 10:5-6 Иисус дает наставления двенадцати ученикам, перед тем как отправить их на проповедь: «на путь к язычникам не ходите… а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Иисус так же сказал в Матфея 15:24: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева».
Матфей ясно показывает в своем повествовании, что Евангелие дано как для язычников, так и для иудеев. Изучая книгу Деяний, можно заметить с какими трудностями столкнулись некоторые верующие евреи, принимая язычников в братство. Мы начинаем осознавать, что Матфей писал евангелие для евреев потому, что ему было необходимо показать им, используя каждую возможность, что «и язычникам быть сонаследниками» во Христе (Ефес. 3:1-7). Призыв к язычникам является основной темой Евангелия от Матфея.
В Матфея 1:1 читателям напоминается, что Иисус был потомком Авраама, которому было обещано: «…и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Продолжая родословие от Авраама до Иисуса, Матфей упоминает четырех женщин, три из которых были язычницами (Фамарь, Раав и Руфь), в то время как четвертая, Вирсавия, не названа по имени, но описана как «бывшая за Уриею», который был язычником (Матф. 1:3-6). Даже один этот факт показывает интерес Матфея к язычникам.
Вслед за повествованием о рождении Иисуса Матфей продолжает рассказ во 2-й главе, где пишет о посещении волхвов. Их вопрос в ст. 2 и их незнание пророчества, записанного в Михея 5:2, говорят о том, что они были язычниками. Это событие, несомненно, является прямым исполнением пророчества, записанного в Исайи 60:1-6: «И придут народы к свету твоему…принесут золото и ладан».
В 4-й главе описывается начало служения Иисуса в Галилее. Необходимо обратить внимание на то, что в те времена в Галилее проживали и евреи, и язычники. В основном это была языческая территория, расположенная на восточном берегу моря Галилейского, в местности, называемой Десятиградие или Декаполис. В этой связи Матфей цитирует из Исайи, 9:1-2 пророчества, в котором упоминается «Галилея языческая». Только Матфей приводит эту цитату, а позже в этой же главе он говорит, что слух [в английском переводе «слава» – прим. переводчика] об Иисусе «прошел по всей Сирии», и «следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (ст. 24-25).
Теперь мы переходим к 8-й главе Евангелия от Матфея, в которой описаны некоторые чудеса, сотворенные Иисусом в начале Его служения, первым из которых является исцеление прокаженного (1-4 ст.). Иисус одним Своим прикосновением очистил нечистого человека. Это очищение прокаженного учит нас тому же, чему научился Петр из видения полотна, наполненного нечистыми животными (Деян. 10:9-16), а именно: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (ст. 15). Пётр догадался, что это означает, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (ст. 35). Таким образом Пётр получил наставление принять и крестить римского сотника Корнилия.
Еще один римский сотник был участником чуда, описанного в Матфея 8:5-13. Этот почтенный муж не только выказал великое сострадание к своему слуге, но также продемонстрировал удивительное понимание власти, с которой Иисус смог исцелить больного. Такое понимание, что Иисус сказал в ст. 10: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Значение похвалы нашего Господа состоит в том, что через свою веру язычники также могут быть приняты Богом.
Только у Матфея записано, что сказал Иисус далее: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (ст. 11). Совершенно ясно, что Царство предназначено и для язычников!
На протяжении евангелия Матфей описывает возрастающее сопротивление фарисеев Иисусу. В 12 главе говорится об обвинении учеников Иисуса в том, что они нарушают Субботу, срывая колосья (ст. 1-8) и обвинении самого Иисуса также в нарушении Субботы, когда Он исцеляет сухорукого (ст. 9-14). Эти события привели к тому, что фарисеи составили заговор против Иисуса с целью убить Его (ст. 14).
Матфей пишет далее, что Иисус покинул то место, и большие толпы людей последовали за Ним. Затем в 12:18-21 следует длинная цитата из 42-й главы книги пророка Исайи, в которой дважды упомянуты язычники в связи с деяниями Божьими, явленными через Его Сына. Только Матфей цитирует эти слова Исайи: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал… возвестит народам [в английском переводе «язычники»] суд… и на имя Его будут уповать народы».
Позже, в этой же главе, фарисеи вновь вступили в конфронтацию с Иисусом, требуя от него знамений. Конечно же, они уже видели множество знамений, но отвергли их и даже обвинили Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула (ст. 22-30). Иисус отверг их домогательства и, упрекая их, сказал, что не будет им дано никакого знамения, кроме знамения пророка Ионы (ст. 39-41). Ссылка на Иону приобретает особое значение, когда мы осознаем, что он был послан проповедовать язычникам в Ниневию. Иисус верно подметил, что ниневитяне покаялись после проповеди Ионы, в отличие от врагов Иисуса, отказавшихся сделать это. Далее Иисус приводит пример царицы Савской, язычницы, которая проделала большой путь, чтобы услышать мудрость Соломонову.
В 15-й главе фарисеи вновь начинают критиковать Иисуса по поводу ритуального омовения рук. Обвиняя их в лицемерии, Иисус обращается к словам пророка Исайи. И снова только Матфей использует эту цитату: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф. 15:7-9, цит. Исайи 29:13).
Контекст процитированного Иисусом отрывка весьма интересен. Пророчество начинается в Исайи 29:1 провозглашением гибели Иерусалима с использованием символического имени «Ариил». Город подвергнется осаде, а народ – суду; об этом же Иисус позднее упомянул в пророчестве на горе Елеонской. Но в то время, как Израиль осуждается за то, что не приносит плода, изобилие плодов появляется в другом месте: «Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?» (ст. 17).
Интересно заметить, что в последовательности событий в Евангелии от Матфея следующее событие – Иисус покидает Израиль и уходит на север, на языческую территорию, в Ливан: «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские» (15:21). Именно там Иисуса повстречала женщина хананеянка (язычница), которая возопила к Нему: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (ст. 22). Иисус, по всей видимости, отказал ей трижды:
- «Но Он не отвечал ей ни слова» (ст. 23).
- Он сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (ст. 24).
- И: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам [в греческом оригинале «маленьким собачкам»]» (ст. 26).
На первый взгляд это может показаться жестоким обращением с отчаявшейся женщиной, но на самом деле таким образом Иисус добился от нее выражения необыкновенной веры. Иисус ответил ей: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (ст. 28).
Восточная сторона Галилейского моря в основном была землей языческой. Именно сюда отправился Иисус из Ливана. В Матфея 15:29 написано: «Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там». У Марка 7:31 уточняется, что Он пошел «через пределы Десятиградия». Великое множество народа пришло к Иисусу, принося с собой многих, требующих исцеления. В Матфея 15:31 написано, что народ «прославлял Бога Израилева». Эта подробность, упомянутая лишь у Матфея, дает право предположить, что Иисус всё еще находился среди язычников. Эти слова также являются еще одним отголоском Исаии 29.
После этого следует описание чудесного насыщения, когда семью хлебами и несколькими рыбками были накормлены 4000 человек (стихи 32-39). Духовное значение чудесного насыщения хлебами ясно видно из слов Иисуса (от Иоанна 6), сказанных после насыщения 5000. Истинный хлеб – это Иисус. Духовной пищей, дающей жизнь вечную, является Его учение: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (стих 63).
Одним из важных различий между двумя случаями насыщений является количество коробов/корзин с остатками: в первом случае с 5000 людьми осталось двенадцать коробов, а во втором с 4000 – семь корзин. Примечательно, что Иисус попросил в Иоанна 6:12 собрать оставшиеся куски, «чтобы ничего не пропало». Ничто из учения Иисуса не должно было быть утеряно, ибо Он Сам сказал Своим ученикам в Иоанна 14:26, что Святой Дух «напомнит вам все, что Я говорил вам». Интересно, что когда двенадцать апостолов принесли «остатки» Евангелия Иудеям, со слов Луки в результате их благовестия уверовавших было «около пяти тысяч» (Деяния 4:4).
Чуть позже у Матфея 16:8-12 Иисус, похоже, придает особое значение количеству коробов с остатками, собранных после двух чудесных умножений хлебов. Если двенадцать коробов и двенадцать апостолов символизируют благовестие иудеям, может ли быть так, что семь корзин, собранных во время насыщения хлебами в языческой местности, символизируют благовестие язычникам? Следующая подробность подтверждает это предположение. Двенадцать коробов были относительно небольшими (по-гречески «кофинос»), тогда как семь корзин значительно больше по размеру (по-гречески «спурис»). Именно в такой большой корзине («спурис») апостол Павел был спущен по стене Дамаска: «Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине» (Деяния 9:25). А Павел был апостолом язычников!
Читая дальше Евангелие от Матфея, можно заметить еще несколько деталей, указывающих на особый интерес Матфея в том, что и язычники призваны благовестием. У Матфея, Марка и Луки записана притча о злых виноградарях, но только у Матфея содержится осуждение Израиля Иисусом: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (21:43). Иисус уже намекал на это, после того как исцелил слугу сотника: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Матфей 8:12). Эта же тема продолжается в притче о брачном пире, записанной исключительно в Матфея 22:1-14. В 8 стихе говорится о том, что первоначально званные на пир (народ Израильский) не были достойны. А потому рабы были посланы по разным дорогам, чтобы призвать всех, кого найдут (язычников), и пригласить их на брачный пир (9-10 стихи).
Также видно, что эта тема упоминается в пророчестве, произнесенном на Елеонской горе: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14). Несмотря на то, что те же самые слова можно встретить и у Марка, Матфей делает большее ударение на «всей вселенной». То же самое просматривается и в словах Иисуса в Матфея 26:13, когда Он говорит о женщине, помазавшей Его в Вифании: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
Только у Матфея за елеонским пророчеством следуют три притчи о суде: первая – о мудрых и неразумных девах (25:1-13), вторая – о талантах (стихи 14-30), третья – об овцах и козлах (стихи 31-48). В последней притче, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей», Иисус говорил, что «соберутся пред Ним все народы (по-видимому, люди из всех народов); и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (стих 32). И это сказано в полном соответствии с наказом Иисуса Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы…» (28:19).
Итак, мы видели, что с самого начала и до последних стихов Евангелия от Матфея благовестие адресовано и язычникам. Понятно, что боговдохновенный Матфей в первую очередь писал для иудеев, но как раз именно им-то в первую очередь и необходимо было знать, «что Бог нелицеприятен» (Деяния 10:34). У любого искренне принявшего христианство иудея при чтении Евангелия от Матфея о жизни и учении Иисуса не должно было оставаться никаких сомнений, что Бог открывает путь для спасения и язычникам.
Каким бы ни было наше естество, это огромнейшая честь принять призыв благовестия. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Матфея 25:31), с людьми, собранными из всех народов и представшими пред Ним, пусть нам всем будет оказана великая честь услышать из уст Царя: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (стих 34).
Джон Бенсон