Библейские проповеди
«Не так, как мир даёт…» (Иоанна 14:27)
30.12.2006

Библейское чтение: Евангелие от Иоанна 14

В Библии есть много мест, которые мы можем прочитать и получить общее представление, не понимая, что они на самом деле означают. Одно из чудес Библии – мы можем получить понимание, необходимое для спасения, из ее слов. Но есть также духовные сокровища и более глубокий смысл, который можно найти, если мы будем усердно изучать Слово Божие.

Возвышенные слова Господа Иисуса, записанные в Евангелии от Иоанна 14, относятся к этой категории. Пожалуйста, прочтите сейчас эту главу, особенно обратив внимание на стих 27: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается».

Давайте подумаем о разнице между миром, который дает Иисус, и нашим миром. Читая Библию внимательно, мы легко убеждаемся в том, что Иисус дает другой вид мира, который отличается от мира в нашем понимании. Обзор различных библейских комментаторов показывает, что именно так большинство из них интерпретируют эти слова. Но на самом деле это не то, что сказал Иисус! Он мог бы сказать: «Я не даю того, что дает мир», но вместо этого он сказал: «Я даю не так, как дает мир». Это разные вещи.

Так каковы же последствия? Действительно ли это меняет наше понимание? Или это просто тонкое прочтение, повторное утверждение, которое не имеет существенного значения?

Евреи регулярно приветствовали друг друга словом «Шалом», что означает «мир». Они также использовали слово «Шалом», чтобы сказать «до свидания». Мы можем думать, что слово «Шалом» означает «Мир вам». Но важно понимать, что оно несет в себе и другие важные смыслы. Словарное определение таково: «Шалом – это еврейское слово, означающее мир, гармонию, целостность, полноту, процветание, благополучие и спокойствие. Его можно использовать идиоматически, чтобы выразить такие понятия как «привет», так и «до свидания».»

Многие библейские комментаторы придают особое значение понятию процветания, в том значении, в котором оно использовалось у евреев. Однако точно так же, как наше типичное приветствие «Как дела?» может звучать пусто, если мы не заинтересованы в том, чтобы человек действительно рассказывал нам, как он себя чувствует, так и приветствие «Шалом» легко может быть неискренним.

В Послании Иакова 2:15,16 говорит: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» Слово «мир» в стихе 16 происходит от того же греческого слова, которое используется переводчиками для передачи смысла «Шалом», когда ветхозаветные отрывки цитируются в Новом Завете.

Когда Иисус готовится к уходу от своих учеников, он следует условностям, желая им мира, но с абсолютной искренностью. Конечно, Иисус всегда был искренен в своих отношениях со всеми – это не было пустой болтовней.

Один библейский комментатор комментирует аспект «даяния» как потенциально отличный от самого дара, рассматривая его во многом в этом ключе. Но это еще не все. В книге Левит 25:2 мы читаем, что Господь говорил к Моисею на горе Синай, и сказал: «…объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу ГОСПОДНЮ».

Это полностью относится к главе 26:3, 6, где мы читаем: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, …пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей».

Существует повторное наставление, когда народ Израиля стоит на границе Земли, «быть сильным и мужественным». Пожалуйста, помните об этом, когда мы снова обратимся к Евангелию от Иоанна, 14 и к тем словам, которые, возможно, были нам так знакомы. Мы знаем, что Иисус говорит своим ученикам, что он приготовит для них место, а затем вернется. Он также сказал им, что они знают и куда он идет, и путь его. Но теперь посмотрите, он облекает свои слова увещеванием, начинающимся в стихе 1, чтобы их сердца не смущались. Затем в стихе 15 он говорит, что если они любят Его, то должны соблюдать его заповеди. Стих 21 повторяет это, затем в стихе 27 он говорит, что оставляет свой мир с ними. Затем, повторяя стих 1, он говорит: «Да не смущается сердце твое».

Есть многие вещи, которые могут беспокоить нас и лишать покоя. Ясно, что, если наши сердца обеспокоены, у нас нет мира. Но говорит ли Иисус, что он даст своим ученикам мир? Нет, он говорит, что дает им покой. Это не то, что откладывается на будущее! Это мир в нашей жизни сейчас.

Просто взгляните на ясную ссылку (Левит 26) – соблюдение заповедей, дарование мира как оправдание того, что вы не боитесь. Еврейское слово, обозначающее здесь любовь, – это, как и следовало ожидать, «агапе», с этим словом мы знакомы. Слово «мир» – это греческое слово «эйрин», которое обычно используется как слово «Шалом». Когда Иисус послал 70 человек, он наставлял их: «В какой бы дом вы ни вошли, прежде скажите: «Мир дому сему» (Луки 10:5).

Но по мере того, как мы продолжаем читать Евангелие от Иоанна и прислушиваемся к словам Иисуса, возникает еще один вопрос. Когда мы переходим к Евангелию от Иоанна 15:10, мы снова читаем о соблюдении его заповедей и пребывании в Его любви. Затем в стихе 11 он говорит, что он сказал это, чтобы его радость оставалась в нас, и наша радость была полной. Таким образом, в нескольких стихах мы получаем его любовь, его радость и его мир. Нам приказано вернуть эту любовь; наша радость должна быть полной; и мы должны быть в мире (то есть не бояться). Это звучит знакомо? Мы читаем в Послании Галатам, 5:22-23: «Но плод Духа есть любовь, радость, мир…».

Пожалуйста, подумайте немного … каковы ваши отношения с этими тремя эмоциями – любовью, радостью и покоем? Например, задумывались ли вы когда-нибудь, чувствуя себя подавленным, о том, что в вашей жизни не хватает покоя и, в частности, радости, что вы каким-то образом были лишены их? Если бы ваша жизнь была другой, если бы Бог, возможно, решил благословить вас некоторой долей радости и мира, вы могли бы чувствовать себя гораздо более удовлетворенными. Читая Книгу Иова, я думаю, что эти мысли не были далеки от его ума.

Особенно радость – это то, что слишком легко воспринимается как внешнее проявление, то, что мы испытываем, когда происходит что-то хорошее. Но это не передаем смысл Послания Галатам 5:22-23, не так ли? Плод духа это то, что должно развиваться и расти в нашей жизни. Когда мы говорим о любви, используются различные греческие слова, которые все переводятся как слово «любовь». Они заключаются в следующем:

«Филео» – это братская любовь; она вызвана химией, которая происходит между людьми, но не страстью, которая передается другим словом «эрос». Представьте себя одним из 12 в присутствии Господа Иисуса: вы пребываете, слушая его учение, наблюдая, как он творит чудеса, видя его сострадание к другим или получая это сострадание. Как можно было не испытывать к нему братской («филео») любви? Это та любовь, которую, по словам Петра, Он испытывал к Иисусу. Но Иисус искал той самоотверженной любви, которую он сам проявил. Это преднамеренная, сознательная, культивируемая любовь. Она не спонтанна, это не происходит мгновенно. Вместо этого она постепенно развивается; она растет как ответ на наше понимание Божьей воли, особенно явленной через Его Сына. Мы можем думать о «филео» как о любви к прекрасному, тогда как «агапе» может быть любовью к нелюбимому – как Бог показал Свою любовь к нам, отдав Своего Сына, и как мы призваны любить наших врагов.

Евангелие от Иоанна 14 и 15

Рассмотрев сходство между главами Евангелия от Иоанна 14 и книгой Левит 26, мы заметили, как в своей речи, записанной у Иоанна в главах 14 и 15, Иисус сказал, что он дает свою любовь, свою радость и свой мир. Начиная с любви (греческое слово «агапе», что означает «самоотверженная любовь»), это то, что мы должны развивать внутри себя как часть плода духа.

Давайте рассмотрим различие между «радостью» и «миром» в греческом языке. Список плодов духа в Послании к Галатам 5: 22-23 ясно показывает, что между ними существует различие. В нашей жизни есть обстоятельства, которые вызывают мгновенное чувство удовольствия или радости. Например, пройти по новой тропе, а затем повернуть за поворот, чтобы увидеть вид исключительной красоты; или, возможно, насладиться музыкой прекрасного концерта. Но это отличается от радости, являющейся частью плода Духа. Хотя эта наша беседа на самом деле не сосредоточено на радости, стоит взглянуть на некоторые другие примеры употребления греческого слова, которое переводится как «радость» в 5-й главе Послания к Галатам. Например, посмотрите, пожалуйста, на стихи у Матфея 2:10, 13:44, 25:21, 28: 8 и у Луки 15:7.

То же самое можно сказать и о «мире». Иные люди могут лишить нас покоя или просто дать нам покой, ничего не делая, чтобы его испортить! Но мир, о котором апостол Павел говорит в своем послании к Галатам, является чем-то сознательно выросшим в результате чтения Библии. В Послании к Евреям 12:11 есть интересный отрывок, когда Павел говорит о наказании, исходящем от Господа: «Теперь никакое наказание не кажется радостным в настоящее время, но болезненным; тем не менее, впоследствии оно приносит мирный плод праведности тем, кто был ею обучен ». Возникает вопрос: «Как может Господь Иисус дать нам свою радость и мир?»

Размышляя о вознесении хвалы Богу и имея в виду Псалмы 8 и 20, как наша хвала может иметь какую-то ценность для Бога? Что мы с вами можем сделать, чтобы воздать хвалу или славу нашему Небесному Отцу? Легко произнести фразу из молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое» или «Тебе вся слава и честь». Но слов действительно мало, не так ли? Что мы действительно можем сделать, чтобы воздать славу Богу хоть сколько-нибудь значимым образом? Итак, здесь, в этих главах у Иоанна, Иисус говорит нам. Он говорит: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода; так будете Моими учениками »(Иоанн 15: 8).

Это должен быть плод Духа, который некоторые увеличивают в тридцать, некоторые в шестьдесят, а некоторые и во сто крат. Господь Иисус довел этот плод до совершенства. Он показал яркость Божьей славы и полный образ Своей личности (Евреям 1:3). Но полного урожая этого плода не было видно даже в самом нашем Господе до конца его земных дней. Как мы видели в Послании к Евреям 12:11, наказание от Бога впоследствии приносит урожай праведности и мира. Мы можем подумать, что Иисус не нуждался в наказании, потому что он был безгрешным человеком. Но мы знаем из Евреям 5: 8, что он научился послушанию через свои страдания. Плод мира не проявился в нем полностью до тех пор, пока он не смог сказать: «Свершилось» (Иоанн 19:30).

Как тогда Иисус может дать нам свой мир, если это то, что он должен был развить для себя, и мы должны развивать это для себя? Что ж, мир, о котором мы говорим, явно не тот мир, который обычно понимается в еврейском приветствии «Шалом». Это не просто отсутствие шума и неразберихи. Это не благополучие и процветание. Напротив, это гораздо более важный мир, который приходит в отсутствие конфликта. Военные действия прекращаются, когда достигается соглашение между воюющими сторонами или когда одна из них одерживает победу над другой. Когда конфликт закончен, преобладает мир, и тогда могут произойти прочие события.

Давайте теперь вернемся к Бытию 3:14,15. Проклиная змея, Бог сказал, что посеет вражду между змеем и женщиной; между его семенем и ее семенем. Когда мы понимаем природу Иисуса, змеиную силу греха и победу Иисуса в его победе, мы можем увидеть значение его слов в Евангелии от Иоанна 16:33, когда он говорит: «Я победил мир». Он действительно победил — не просто вися на кресте, но сопротивляясь «силе дьявола» (похоти плоти, похоти очей и гордыни жизни) и отказываясь поддаваться искушениям каждый день всех 33 лет пока он был на земле.

Иисус мог точно сказать: «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30). Эти удивительные отношения возобновлялись каждый год в День искупления, когда первосвященник входил в Святую Святых с кровью тельцов и козлов (Левит 16). Греческое слово «eirēnē», переведенное как «мир», дает идею единства, снова сходящегося с единым. Ясно, что конфликт существует только там, где есть две или более противоположных точки зрения или позиции. Где все едины, там мир, гармония и согласие.

Апостол Павел в Послании к Римлянам 7:23,24 говорит: «Но я вижу другой закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греха, который в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»

Для Иисуса подошли тяжелые времена в Гефсиманском саду. Он мог с уверенностью утверждать, что победил мир. Он добился этого для себя. После 33 лет борьбы он в значительной степени обрел покой внутри себя. Его испытание и распятие станут высшим испытанием его решимости, но он ожидал мира, который наступит в будущем после его смерти и воскресения. Его смерть повлечет за собой пролитие его собственной крови; и так он мог получить вечное искупление. Этим мы тоже можем поделиться. Как мы узнаем из Евреям 7:27, первосвященник вошел в присутствие Божественной Славы сначала для себя, а затем для людей.

В Послании к Римлянам 7:25 Павел продолжает: «Благодарю Бога через Иисуса Христа, Господа нашего! Итак, умом я служу закону Божьему, а плотью – закону греха».

Таким образом, мы разделяем победу нашего Господа. Мы можем радоваться тому, что разделяем мир, который он нам обеспечил. Он довел до совершенства полный плод духа; любовь, радость, мир… а также другие плоды (Галатам 5:22,23). Нам также необходимо развивать это в нашей жизни.

Таким образом, мир, о котором говорит Иисус, — это совершенно другой вид мира. От него возникают и другие виды покоя, но они гораздо хуже. Мир не может дать мир, который дает наш Учитель. Если в мире царит мир, например, в конце Первой мировой войны, мы знаем, что его можно снова отнять — отсюда и Вторая мировая война. Напротив, война Иисуса с грехом и смертью завершилась навсегда. Мы можем благодарить Бога за силу, которую мы обретаем, зная, что Иисус дал нам победу. Это не отменяет того факта, что мы должны бороться с искушением ежедневно, как это делал он, чтобы участвовать в его победе; и выразить нашу любовь и благодарность за все, что он для нас сделал.

Стивен Локьер

Книги:  |

Комментарии закрыты.