Библейские проповеди
Спасение маленького человека
23.09.2006

Евангелие от Луки, глава 19

Одной из самых примечательных черт записей Евангелия от Луки является отображение автором сострадания нашего Господа. Снова и снова он обращает наше внимание на заботу Христа о второсортных гражданах и изгоях общества того дня – женщинах, прокаженных, мытарях. И в самом деле, интересно заметить частые указания Проповедника на мытарей (3:12; 5:27; 7:29; 10:1; 8:10), используемых им для иллюстрации масштаба Божественной любви.

Мытарей, или сборщиков налогов, повсеместно ненавидели не только вследствие естественной непопулярности тех, кто вымогал деньги, но за то, каким бессовестным способом это делалось. Таким образом, сборщики налогов, хотя и материально обеспеченные за счет нечестной прибыли, были одинокими людьми, с которыми общались с презрением и которых сторонились в обществе. Народ считал, что они были позором и обречены.

Но божественная любовь не списывает людей подобным образом. Для тех, кто показывает хотя бы малейшие признаки раскаяния, всегда есть надежда. Эпизод из сегодняшнего чтения Евангелия от Луки наглядно это иллюстрирует.

Закхей был мытарем, обладающим в процветающем Иерихоне несметным богатством. Скорее всего он слышал о странствующем Учителе, собирающем огромные толпы посредством Своих чудес и неотразимым призывом забыть свои собственные интересы. Возможно, он слышал о Нем от своего прошлого коллеги, Левия, который отдал все и последовал за Человеком из Галилеи. Закхей хотел увидеть хоть кого-нибудь, кто бы мог привнести такое коренное изменение. Искал ли он тоже новое наставление? И появился у него шанс, когда восторженное слово облетело вокруг, извещая о том, что Христос должен был пройти через Иерихон со Своими последователями.

Уже собиралась толпа и у Закхея появилась проблема, так как он был невысокого роста и вряд ли ему предоставили бы хорошее место даже из жалости. Но это его не сдерживало, Он был готов пожертвовать своим достоинством ради удовлетворения своего любопытства в делах, важных для него. Таким образом, с несомненными насмешками и высмеиванием он вскарабкивается на дерево, выходящее на ожидаемую тропу, по которой шел Иисус. Но когда приходит Иисус, Закхей не может просто наблюдать за происходящим. К его изумлению, Иисус поднимает глаза и, свойственно ему, обращается к Закхею по имени:

«Закхей, торопись и слезай; ибо сегодня Я должен почивать в твоем доме» (стих 2).

Обратите внимание на слово «должен» – удивительный символ неизбежности в ответе Христа на любую попытку увидеть Его. И он будет «потчевать» (еще одно прекрасное слово) с теми, кто ищет Его.

Мы можем представить, как быстро и неуклюже сползал сборщик налогов с дерева, чтобы поприветствовать этого нежданного Гостя. И Писание говорит нам, что он принял Его с радостью в сердце. А реакция толпы, наоборот, была циничной и враждебной.

И снова Учитель пренебрег условностями. Быть гостем такого человека обнажало фундаментальную ошибку суждения в их глазах. Но у них не было божественного прозрения. И в то время как они придирались и критиковали, Христос привнес радость в сердце того, кто до этого момента руководствовался исключительно эгоизмом. Теперь перед лицом Христа он осознал, что настоящее счастье может быть достигнуто, если коренным образом отвернуться от прежних приоритетов. И он дает клятву: «Смотри, Господи, половину моего добра я отдаю беднякам; и если я обманным путем забрал что-нибудь у кого-либо, я воздам ему вчетверо» (стих 8).

В предыдущей главе Лука повествует о другом, своем прежнем образе жизни. И Иисус, великий Целитель предложил коренную хирургию: «Продай все, что имеешь, и раздай нищим, и получишь сокровище на небесах; и иди, следуй за Мною» (18:22). Печально, но для этого молодого человека это было слишком большой жертвой, по крайней мере, тогда.

Обещание Закхея не было таким безусловным, оно было спонтанным и дано в том же духе. Оно включало отказ от всего того, чему он доверял до той минуты. И более того, он признал, что получил богатство сомнительными средствами. Возможно, кто-то пал жертвой его прошлых фальшивых обвинений, что являлось серьезным преступлением, тем более в глазах Закона. Но его возмещение убытков всем, с кем он плохо обошелся, было великодушным и превышало намного то, что требовал Закон. Христос оставляет без комментария детали этого дела; Он смотрит на сердце и видит изменившегося человека.

Само присутствие Господа спасло того, кто был потерян. Жертва своего собственного греха, безусловно, и еще изгой, и тот, кто, если бы не Христос, остался бы один на неизбежной дороге к смерти и забвению. И это тот самый Иисус, кто призвал и нас с вами.

В книге Откровение Он дает клятву отобедать с теми, кто, сначала неуверенно, отвечает на Его призыв. «Смотри же, Я стою у двери и стучу; если кто слышит Мой голос и откроет дверь, Я войду к нему, и поужинаю с ним, а он со Мной» (Откровение 3:20).

Помня Его с хлебом и вином, мы имеем необходимую компанию в лице Господа Иисуса. Мы можем быть опечалены и отчаявшиеся в том, что касается прошлых неудач. Но рассказ о Закхее вдохновляет нас, ибо никто не исключен из спасения Христа.

Все, что нам нужно сделать, это определиться в том, что нам тоже хочется видеть Христа и оставить наши природные приоритеты, чтобы пригласить Его к нам в жизнь. Тогда мы ощутим Его присутствие, не только когда мы преломляем хлеб и пьем вино сегодня, но и в постоянном общении.

Вот это Он и обещал, когда начал этот акт поминания в первую Последнюю Вечерю. В ответ на вопрос Иуды последовало следующее захватывающее обещание: «Если человек будет любить Меня, Он будет придерживаться Моих слов: и Отец Мой будет любить его, и придем Мы к Нему, и обитель сотворим» (Иоанн 14:23).

Даруй нам Боже радость сейчас и вовеки от постоянного присутствия Того, кто нашел нас каждого в отдельности и спас, когда мы были потеряны.

Джон Фрайер

Книги:  |

Комментарии закрыты.