(4 Царств 22-23; 2 Паралипоменон 34-35)
Последние годы существования царства Иудейского отмечены колебаниями между верой в Бога и поклонением идолам. На престол после Езекии в возрасте двенадцати лет воссел его сын Манассия. Он царствовал пятьдесят пять лет. Об этом времени вполне ясно сказано в 4 Царств 21:2-3: «И делал он неугодное в очах Господних, [подражая] мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия». И это еще не всё, ибо в стихе 16 говорится: «Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови».
Всё это было совершенно противоположным тому, что делал его отец Езекия, а потому и наказание было соответствующим его нечестию, как о том написано в стихах с 12 по 15: «Так говорит Господь… Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того». Однако Манассия покаялся к концу жизни, раскаявшись в своем отступничестве, что побудило его сделать некоторые изменения в царстве. О безграничном милосердии Бога подробно говорится во 2 Паралипоменон 33:18-19.
Его сын Аммон воцарился в двадцать два года и два года царствовал вместо него. Несмотря на перемены, произошедшие в сердце его отца, Аммон «не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Аммон (=Амон) умножил [свои] грехи», как о том сказано в 23 стихе. Итак, идолопоклонство, которое хотел уменьшить Манассия, возобновилось (4 Царств 21:20-22). Однако здесь же, в стихе 23, сказано, что его убили его же слуги. Несмотря на то, что он не заслуживал благорасположения народа, его убийство не было им одобрено, а потому народ и перебил всех заговорщиков (стих 24 и 2 Паралипоменон 33:25). А потому, благодаря ранней смерти своего отца и единодушному согласию народа, на престоле в 640 году до Н.Э. воссел его восьмилетний сын Иосия. Он царствовал тридцать один год в Иерусалиме. Иосия был пятнадцатым царем в Иудейском царстве, последним набожным царем, как о том сказано в 4 Царств 22:2 и во 2 Паралипоменон 34:2. Библейский историк говорит: «Иудеи хранят заслуженную добрую память об этом престолонаследнике, как также заслуженно испытывают неприязнь к Манассии. В ревностном стремлении реформировать свою национальную религию Иосия превзошел всех, даже самых набожных своих предшественников – Асу, Иосафата, Азарию (Озию) и Езекию.
Его мать звали Иедида, она была дочерью Адаии, из Боцкафы, города расположенного недалеко от Лахиса (4 Царств 22:1). Имя его матери означало «возлюбленная», а имя деда – «Яхве украшен». Нам ничего не сказано о его детстве, однако кажется, что, несмотря на распространенную в то время развращенность и нечестие его предшественников на престоле, во дворце оставалось несколько человек, оказавших положительное влияние на его воспитание. Очень может быть, что это была его мать или же пророк Цефания, близкий родственник, воспитывавшие юного царя так, пока он сам не мог принимать важные для народа решения. Пророчества Цефании рисовали мрачную картину нравственной и набожной деградации Иерусалима в начале его царствования, когда поклонение лжебогам, Ваалу и Молоху, все еще продолжалось. И все-таки, как замечает один комментатор Библии: «Страна созрела для религиозной революции».
Программа реформ Иосии была трехступенчатой. Первый шаг был сделан на восьмом году царствования, когда ему было 16. Его можно было бы назвать «обращением Иосии», ибо во 2 Паралипоменон 34:3 сказано, что «он начал прибегать к Богу Давида, отца своего». Невзирая на нечестивое окружение, он сделал свой выбор. Ему было так легко пойти по пути заблуждений, но он предпочел прибегать к Богу, по путям Которого ходил его предок Давид. Какое же мужество потребовалось ему, чтобы вот так, открыто, встать на сторону Господа, когда весь народ был погружен в идолопоклонство?! Нам также необходимо мужество, чтобы даже на своем незначительном уровне ежедневно возвещать о Господе. Иосия решил возвратить свой народ к вере, от которой они так далеко уклонились. В «Новом Библейском словаре» говорится, что «последний Ассирийский царь Ашшурбанипал умер около 632 года до Н.Э., что объясняет, почему молодой человек в возрасте шестнадцати лет мог бросить вызов своему Ассирийскому властелину, прекратив кланяться его богам».
Второй этап начался четыре года спустя, когда реформы начали набирать обороты. В свои 20 лет (стихи 3-5) он начал очищать землю от идолопоклонства. Он разрушил идолов Ваалов и Астарт, все жертвенники и весь инвентарь, используемый в идолопоклонении. Его реформы продолжались более шести лет и простирались за пределы его царства. Основательные преобразования происходили принудительно без участия народа. Куда бы он ни приходил, он сжигал или превращал в прах всякие изваяния, высыпая прах и пепел на могилы идолопоклонников. Идольские жертвенники были разрушены, а святилища до основания уничтожены. Высоты, на которых обычно поклонялись ханаанским богам, которые, как считалось, покровительствовали плодородию, были вновь очищены. Они были осквернены при Езекии и вновь восстановлены во времена долгого царствования его сына Манассии. Высоты были осквернены еще раз по всей земле, начиная от Гевы, далеко на севере царства, и кончая Вирсавией, на юге (4 Царств 23:8). Верхом его реформ было разрушение гробниц идольских священников и захоронение их костей на жертвеннике тех, кому они поклонялись. Его преобразования затронули Манассию, Ефрем и даже колено Неффалимово на севере. Успешные шаги его реформ описаны во 2 Паралипоменон 34, а подробности в стихах 3-7. Очищение земли, проделанное Иосией, полностью соответствовало тому, что должен был сделать Израиль, когда наследовал обетованную землю (Второзаконие 7:5), что они исполнили далеко не полностью. Это было совершено Асой (2 Паралипоменон 15:16) и Езекией (31:1).
Ни в каком другом месте очищение не проводилось с такой тщательностью, как в Вефиле, святыне царской (Амос 7:13), в месте, откуда началось отступничество Иеровоама, который, как сказано не один раз, «ввел в грех Израиля» (3 Царств 14:16; 15:30,34). Жертвенники и высоты были уничтожены, как и всё, что только могло напоминать об идолах; что не поддавалось огню, превращалось в прах. Здесь, как и везде, были раскопаны могилы, а кости во исполнение пророчества, произнесенного 300 лет назад пророком (3 Царств13:2), сожжены на главном жертвеннике. Возможно, что преобразования начались в Иерусалиме с очищения храма, ибо хронология здесь слегка изменена. В книге Царств (4 Царств 23:4) реформы начинаются с находки книги закона в 4 Царств 22:8-11, в Паралипоменоне же написано, что реформы Иосии начались гораздо раньше и продолжались несколько лет, что видно из 2 Паралипоменон 34:3-7, 8-14. Его преобразования, конечно же, были более основательны и обширны, чем реформы Езекии (4 Царств 23:13). Можно почти с полной уверенностью утверждать, хотя о том прямо ничего и не говорится, что Иосию в его реформах поддерживал только начинавший свое служение тогда еще юный пророк Иеремия (Иеремия 1:2). Храм и его дворы были очищены. Сосуды, сделанные для поклонения Ваалу, Астарте и воинству небесному, были выброшены из храма и сожжены. Идольские жрецы были изгнаны, и на стражу были поставлены бдительные левиты. В знак позора жрецам было запрещено служить при храмовом жертвеннике (4 Царств 23:8-9).
Между долиной сыновей Еннома и долиной Кедрон находился Тофет, где поклонялись Молоху. Именно здесь Манассия сжег своего собственного сына (4 Царств 21:6), так что Тофет был осквернен костями и пеплом мертвых. Иеремия пророчествовал против этого места (Иеремия 7:31-33). В полном соответствии с этим пророчеством, Иосия истребил в Тофете всё, связанное с лжебогами (4 Царств 23:10). Также им были отменены кони, посвящаемые солнцу (стих 11). Этих коней, стоявших рядом с храмом, запрягали в колесницы для шествия по городу ради прославления бога солнца. Жертвенники, созданные Ахавом на кровле горницы, были разрушены (стих 12), как были разрушены и высоты, созданные Соломоном для своих чужестранных жен (стих 13). Жертвенник, возведенный в Вефиле Иеровоамом, был разрушен (стихи 14,15). Записанное в 4 Царств 23 о ревностных делах Иосии по уничтожению идолов, написано ярким и живым языком.
Кроме этого, как нам известно из 3 Царств 11:1-10, Соломон любил многих чужестранных женщин, которые склонили сердце его к чужим богам. Поэтому Бог разгневался на него и отнял царство у его сына (стих 11). Точно так же Бог заповедал и нам не жениться на неверующих (2 Коринфянам 6:14), чтобы не подвергаться опасности потери веры в единого истинного Бога. Дела одного человека, будь то царь, брат или сестра, могут оказать губительное влияние на многих. Так происходило и с народом Израильским, когда нечестивые дела одного человека часто служили оправданием точно такого же поведения другим. Впрочем, и праведные дела, как у Иосии, оказывают положительное влияние на других.
Итак, постыдные дела настолько осквернили храм, что его нужно было не только очищать, но еще и восстанавливать. Для оплаты этих работ стали собирать средства, как то было установлено со времен царствования Иоаса (4 Царств 12:9-10). Когда собиралась необходимая сумма, Иосия отдавал ее через Шафана первосвященнику Хелкии, чтобы заплатить рабочим (22:3-7). В стихе 7 говорится, что от производителей работ не требовалось отчета в распоряжении средствами, так как все они поступали честно. А честность – залог доверия.
Во время проведения ремонтных работ храма Господня Хелкия сообщил Шафану о находке свитка, который он признал “книгой закона Моисея”. Она должна была лежать возле ковчега в Святом-святых в соответствии с наставлением во Второзаконии 31:26. Но она была утеряна или намеренно положена не на то место во время осквернения храма Господнего Манассией. Шафан отнес царю вновь найденное сокровище и прочитал его перед ним (2-я Паралипоменон 34:16-18). Хотя Иосия искал Бога Давида, своего предка, в течение последних десяти лет, именно в этот раз он впервые услышал закон Моисея. Находка закона, по всей видимости, являлась самым важным событием во время его правления.
Все испугались того осуждения, которое в нем содержалось. Иосия разорвал на себе одежду и отправил делегацию во главе с Хелкией к пророчице Олдаме. Он просил у нее совета, как избежать Божьего гнева из-за их идолопоклонства (4-я Царств 22:11-14). Ее ответ был совсем неутешительным: она заявила, что каяться слишком поздно и уже невозможно остановить Божий гнев, который обрушится на Иерусалим. Для самого царя у нее было более утешительное послание. Его благочестие и покаяние будут вознаграждены. Несмотря на то, что приговор против его народа был неотвратим, он не увидит его осуществления. До того, как Бог осудит народ, он упокоится с миром (стихи 15-20).
Иосия посчитал важным рассказать людям о том, что говорится в книге закона Моисея. Если Божий суд над нацией и городом нельзя было предотвратить (хотя и был пример Ниневии в книге Ионы 3:9-10) – некоторые люди, возможно, могли избежать всей суровости этого наказания. Таким образом, он созвал старейшин, священников и пророков (в качестве представителей нации) на публичное чтение этой книги. Огромная толпа собралась в храме Господнем, и царь прочитал от начала до конца этот священный документ (4-я Царств 23:1-3; 2-я Паралипоменон 34:29-30). Народ выслушал и беспрекословно возобновил завет с Богом своих отцов (2-я Паралипоменон 34:31-32).
За этим последовало пышное празднование пасхи, даже более пышное, чем во времена царствования Езекии (35:1). Иосия хотел, чтобы эта церемония была исполнена надлежащим образом (стих 2). Затем он обратился к левитам (стихи 3,4), а ковчег поставили в Святом святых. Семь раз им было сказано “приготовьте”. Все происходило по плану, обо всём этом можно прочитать в стихах 1-18. Иосия, которому теперь было двадцать шесть лет, активно участвовал в этом процессе, как и в очищении. Такой пасхи не было со времен Самуила. Однако, к сожалению, люди неискренне поклонялись Богу.
Но реформаторские усилия Иосии продолжались, и теперь наступил третий этап: он запретил явное идолопоклонство. Теперь он начал искоренять всякую суеверную деятельность, запрещенную законом Моисея, такую, как колдовство и вызывание духов умерших (Левит 20:27; Второзаконие 18:9-12; 4-я Царств 23:24).
Его религиозное рвение заслуживало высших похвал, о чем говорится в 4-й Царств 23:25. Мы узнаем также из Иеремии 22:13-16 (где сравнивается правление Иосии с правлением его сына Саллума), что Иосия старался следовать тем же самым заповедям в своей собственной жизни. Это важно для любого признанного лидера. Если какой-либо лидер говорит другим сделать что-то, а сам поступает иначе, тогда люди не будут его уважать и признавать. То же относится и к нам: если мы признаем себя последователями Иисуса, но живем таким образом, который бы Иисус не одобрил, тогда мы позорим Его имя.
К сожалению, Иосия собирался сделать слишком многое, но его реформам век был отведен недолгий. 4-я Царств 23:26-27 дает нам более полную картину происходящего в те дни. Уже было слишком поздно спасать народ, который, несмотря на свое официальное покаяние, отдалился от Бога. Главы Иеремии 2-6 рассказывают о пустоте и неискренности покаяния этих людей. Печально, что души этих людей не изменились в лучшую сторону, и Иеремия готовит нас к окончательной катастрофе.
В Библии ничего не говориться о том, что произошло в последние 13 лет правления Иосии. Мы можем только догадываться о том, как он провел эти годы, но, вероятно, на него оказали благостное влияние такие пророки, как Даниил, Ханания, Мисаил, Азария и Иезекииль.
Маленькое царство Иудея находилось в постоянной опасности уничтожения из-за столкновений между двумя конкурирующими мировыми силами Египта и Ассирии. Из-за своей слабости Иудея остро нуждалась в союзе с одним из этих могучих соседей. Иосия союзничал с Ассирией, поэтому, когда фараон Нехао из Египта хотел напасть на Ассирию, он (Иосия) не мог его мирно пропустить через свою территорию. Нехао хотел завладеть Кархемисом, городом, который управлял проходом по реке Евфрат, и эта река была его границей. Он не только хотел расширить свои морские завоевания (он держал в осаде порт Едом и контролировал выход к Чермному морю), но также желал контролировать все территории к востоку от Евфрата. Для того чтобы это осуществить, надо было прежде всего пройти по территории Иудеи.
Несмотря на попытки египетского царя отговорить Иосию от вступления с ним в конфликт, Иосия отнесся к деятельности Нехао, как к угрозе своему царству и вместо того, чтобы мирно его пропустить, он решил вступить с ним в бой (2-я Паралипоменон 35:20-24; 4-я Царств 23:29-30). В соответствии с историей из Паралипоменона, Нехао не ожидал враждебности от Иосии, но этот глупый поступок Иосии означал, что Иудея была лишена своего богобоязненного царя со времен Давида!
Две армии встретились на поле битвы Есдраелона, недалеко от Мегиддона. Иосия, как Ахав, переодетым вступил в битву на своей колеснице и, как Ахав, умер от попадания в него случайной стрелы (3-я Царств 22:30,34). Слуги Иосии перенесли его из боевой колесницы в другую колесницу и стремглав поскакали в Иерусалим, но он уже умер (2-я Паралипоменон 35:23-24). Это был 609 г. до н.э. Его похоронили вместе с его предками. Ему было всего тридцать девять лет.
Эта смерть была беспрецедентной в еврейской истории, так как глубоко скорбела вся нация. Он был первым царем из рода Давида, который пал в битве и его смерть оставила страну на милость могучего иностранного захватчика, против которого был только молодой и неопытный царь. Иеремия написал панегирик, который следовало ежегодно петь иудейским музыкантам обоих полов, даже после возвращения из плена. Иеремия сильно оплакивал его смерть (2-я Паралипоменон 35:25; Плач Иеремии 2:3-4; 3:27 и 4). Скорбь была настолько велика, что память о ней сохранилась, как пример самого глубокого вообразимого горя.
Для Иосии его ранняя смерть была благословением. Пророчество пророчицы Олдамы исполнилось. Но для самого царства Иудеи его ранняя смерть была катастрофой. Даже если бы он оставался в живых, то его благочестие не замедлило бы гибели виновного народа. Его (народа) падение ускорилось из-за слабости и греховности его детей. Когда Езекия и Иосия правили, любой признак идолопоклонства был низложен, но в обоих случаях реформа носила всего лишь поверхностный характер. Поклоняющиеся лжебогам не изменили своих намерений и были готовы возвратиться к своему старому идолопоклонству. Люди всё более и более социально и морально деградировали. Тем не менее, правление Иосии можно описать поворотным моментом в духовном развитии Иудеи.
После победы над ассирийцами и захвата Кархемиса, Нехао захватил Иерусалим, в котором Иохаз (Саллум), младший сын Иосии, восшел на престол. С этого момента царство Иудеи стало вассальным государством Египта и Ассирии, которые постоянно соперничали между собой (4-я Царств 23:30-32). Этот период реформ во времена правления Иосии (который часто рассматривается в качестве прототипа Иисуса Христа), к сожалению, уже стал давней историей!
Джеймс А. Кроссли