Наставления Ветхого Завета
Во время хлебопреломления во многих экклесиях председательствующий брат встает после пения гимна, открывающего собрание, и говорит: «Сейчас мы с вами прочитаем вторую и третью части наших ежедневных чтений». Однако, как много содержится в первой части! Она охватывает всю историю взаимоотношений Бога с людьми от сотворения мира до времени, когда потомки Авраама обосновались в обетованной земле после Вавилонского пленения.
Один из древнейших эпизодов этой истории – это книга Иова. Множество мнений и точек зрения было высказано об этой книге и об этом человеке, но эта проповедь сконцентрирует наше внимание на нескольких великих словах, произнесенных им.
В самом начале книги Бог сказал: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Это должно стать нашей отправной точкой и основой для любых рассуждений относительно человека Иова.
Брать и давать
Когда рука Божия забрала все, чем обладал Иов, и даже его детей (заметьте, что никто в этой книге не обвиняет Сатану за страдания Иова!) он сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. ГОСПОДЬ дал, ГОСПОДЬ и взял; да будет имя ГОССПОДНЕ благословенно!» (Иов 1:21). Это не голос ветхого плотского человека, но нового духовного человека. Материальные вещи этой жизни являются дарами Бога, но не являются существенными, и сейчас Иов рассматривает их как взятые обратно. Апостол писал: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тимофею 6:7,8).
Пример Иова, возможно, будет трудно повторить, но Божие намерение относительно него включало и последующее испытание: полную потерю здоровья. Снова этот духовный человек говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Мы можем думать, что наше здоровье важно, но снова послушайте апостола: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедовать Евангелие благодати Божией» (Деяния 20:24). Как могли Божии слуги в ветхозаветные и новозаветные времена сказать такое?
Доверие Богу
Послушайте снова великие слова Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25-27). Здесь находится основа того, что Иов сказал в самом начале своих испытаний: он знал Истину, и его надежда опиралась на Царство, а не на вещи этой жизни.
Если Иов обладал таким доверием, то насколько больше должны доверять Ему мы? У нас есть описание жизни Иова, и тех многих, кто последовал после него. Мы можем прочитать Евангелия и книгу Откровение и увидеть, как Бог осуществлял Свои намерения в жизни апостолов, и славную надежду, которой они обладали.
Послушайте Иова еще раз: «Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото» (Иов 23:10). Он осознал, что Бог знает конец с самого начала, и нам известно, что «…начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Филиппийцам 1:6). Слово «испытает», которое использует Иов, относится к переплавке и очищению металлов. Иов осознавал, хотя и смутно, что Бог делал с ним. Апостол ясно объяснил весь данный процесс нам: «И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:5-11). Можем ли мы ощутить дисциплинирующую руку Бога в нашей жизни?
Наша задача
Понимание Иова продвигалось дальше: «Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила («мою необходимую пищу» — по одному из переводов)» (Иов 23:12). Поступаем ли мы также? Три части чтений семь раз в неделю = двадцать одна часть. Три раза в день, семь раз в неделю мы принимаем пищу = двадцать один раз. Что из этого мы делаем неукоснительно, несмотря ни на какие обстоятельства, происходящие в нашей жизни? Иов сказал: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28). Пренебрежительное отношение к ежедневным чтениям – это пренебрежение мудростью и пренебрежение страхом Господа.
Самооценка
Иногда наш ветхий плотской человек больше думает о себе, но Иов думал иначе: «Я отвратителен, и что отвечу Тебе? (по одному из переводов)» (Иов 40:4). «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иеремия 17:9). Мы можем думать, что мы лучше, но до тех пор, пока мы возвышаем себя, не будет в нас духовного роста. Иов осознавал это, когда сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5,6). Только когда Иов испытал отвращение к себе, Бог благословил его и восстановил его прежнее благосостояние.
Более великий, чем Иов
Хотя Иов является великим примером для нас, существует еще один более великий: Иисус, который «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Филиппийцам 2:6-9). Бог ничего не забирал у Иисуса, как Он поступил с Иовом, Иисус отдавал, отдавал, и отдавал целых 31,5 лет.
Полное доверие Иисуса Богу было выражено в Его последних словах: «В твою руку предаю дух мой» (Псалом 30:6а) Возможно, Он продолжил цитирование Псалма, когда был снова воскрешен к жизни: «Ты избавлял меня, ГОСПОДИ, Боже истины» (Псалом 30:6б).
В течение всей Своей жизни Он уважал слово Своего Отца более чем заботился о Своем ежедневном пропитании и удалялся от зла. «Не как Я хочу, но как Ты» — не просто было произнесено в саду Гефсиманском, но было девизом всей Его жизни.
Как же мы поступаем в подобных обстоятельствах в нашей жизни? Если Бог забирает, благословляем ли мы? Если Он дает, используем ли мы данное нам в служении Ему? Нам нужно посмотреть на страдания и веру Иова, и пример Господа. Нам нужно использовать данное нам правильно и сделать эти великие слова нашими словами.
Бернард Барт