Библейское чтение: Евангелие от Марка, 5:21-43.
Всякий начальник иудейской синагоги был знатоком иудейского Закона, почитавшим и укреплявшим традиции иудеев. По этой причине рассказ о исцелении Иисусом дочери Иаира, а в придачу к ней и женщины, страдавшей кровотечением, представляется еще более примечательным.
Этот рассказ можно воспринимать как состоящий из двух историй. Начальник синагоги являлся блюстителем Закона Моисеева, согласно которому больная женщина считалась нечистой и должна была оставаться изолированной от всего общества. Можно видеть, таким образом, что этот рассказ объединяет две крайности. Кроме того, в нем удивительным образом присутствует связь с Едемским садом. Согласно Божьему приговору, вынесенному Адаму и Еве после нарушения ими повеления о запретном плоде, Адаму пришлось трудиться в поте лица своего для обеспечения собственного пропитания, а Еве суждено было испытывать страдания и муки при рождении детей. Помимо этого, в конце их обоих ожидала смерть. Отзвук этих наказаний можно уловить в Капернауме, где один человек умер, а другой страдал от серьезного внутреннего расстройства. Оба эти человека были исцелены и восставлены к своему первоначальному состоянию Иисусом, взявшим на себя грехи мира. Оттого и весь этот рассказ исполнен для нас глубокого смысла.
Нам не говорится в точности о том, что это была капернаумская синагога, равно как нет указаний и на то, что Господь к тому времени уже был знаком с Иаиром. Тем не менее, в Матф. 4:13 сообщается, что Иисус проживал в Капернауме. Матф. 8:5 поясняет, что Господь исцелил слугу сотника в этом городе, а Мар. 1:21 добавляет, что он учил в местной синагоге. Таким образом, связь с синагогой Капернаума можно установить без особого труда.
Иаир приходит к Иисусу
Он проявляет глубокое смирение в присутствии Господа: «Увидев его, падает к ногам его и усильно просит его» (Мар. 5:22,23). Перед лицом многих присутствовавших людей, этот начальник иудейской синагоги пал в ноги Иисусу и стал умолять его. Его единственная дочь была на грани смерти, и он, её отец, каким-то образом узнал, что сей Иисус из Назарета был единственным человеком, который мог исцелить её. Поэтому он предпринял всё от него зависящее, чтобы использовать этот шанс. Для Иаира было душераздирающе сложно оторваться от умирающей на своей постели дочь и отправиться в путь, но он был убежден, что обязан пойти и разыскать Иисуса, дабы тот мог вылечить её. Он сказал: «Приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива» (ст. 23). Разумеется, Иисус немедленно откликнулся на его мольбу, но поскольку вокруг них была плотная толпа народа, они могли продвигаться сквозь неё очень медленно. И вдруг среди всех этих обстоятельств произошла по-настоящему серьезная задержка.
Женщина
В Матф. 9:20 говорится: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды его». Греческое слово, употребленное в этом отрывке для обозначения «кровотечения» – это слово «haimorrheoo», от которого происходит термин «геморрагия», означающий кровоизлияние, кровотечение и кровопотерю. Она страдала от этого недуга на протяжении двенадцати лет, что подразумевает её крайне ослабленное состояние и наличие у неё глубокой анемии. Эта несчастная женщина «много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мар. 5:26). Лука, который по роду деятельности был врачом, описывает её ситуацию следующим образом: «И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена…» (Лук. 8:43). Из всего этого можно сделать вывод о том, что она была неисцелима.
Очень несложно понять, что эта женщина должна была не просто испытывать чувство непередаваемого стыда по поводу характера своей болезни, но вдобавок к этому Закон Моисеев объявлял нечистым любого человека в период месячных. Ей запрещалось общаться с людьми, а всё, к чему она прикасалась, считалось нечистым (Лев. 15:25,26). Она, по сути, ощущала себя изгоем. Однако именно здесь она и оказалась – в самой гуще бурлящей, взволнованной толпы людей, что по всей вероятности произошло с ней впервые за её последние двенадцать прожитых лет. И пошла она на этот отчаянный шаг совершенно осознанно. Каким-то образом она прослышала о том, что Иисус из Назарета находился в её местности, и поняла, что это был последний шанс, на который она могла надеяться. Всё, что ей нужно было – это встретиться с ним любой ценой. «Если хотя к одежде его прикоснусь, то выздоровею» (Мар. 5:28).
И Матфей, и Лука оба свидетельствуют о том, что она прикоснулась к краю его одежды. Почему? Протиснуться сквозь всю эту толпу, чтобы оказаться за спиной у Иисуса и, опустившись на колени, прикоснуться к краю его хитона, не привлекая к себе внимания – это было практически неосуществимо. Но она хотела именно этого, и всё остальное блекло перед этой целью. Ей было хорошо известно, что богобоязненные иудеи имели голубую оторочку по краю своей одежды, служившую напоминанием о Небесах. Эта традиция имела себе началом заповедь в Чис. 15:38-41. Данной заповеди предшествовал случай, когда был пойман человек, собиравший дрова в субботу. Такой поступок нарушал Закон Моисеев, запрещавший разводить огонь в субботний день, ибо это считалось работой (см. Исх. 35:3). Ради постоянного напоминания израильтянам о действии этого Закона, Бог велел им украшать край своей одежды голубыми нитями (или кистями). Когда человек поднимает голову и видит над собой распростертое небо, то он вспоминает про Бога. Точно так же и обладатель этих одежд, глядя вниз, замечал бы голубой цвет и тоже вспоминал бы о Господе Боге.
Эта больная женщина должна была часами размышлять о том, как именно ей поступить и что конкретно сделать, и насколько достижимо всё это выглядело. Попробуйте всего лишь вспомнить о нашем нынешнем отношении к подобным вопросам, о принятых в современном обществе разнообразных табу и запретах, о чувствах стыда и смущения наподобие тех, что неизбежно возникают при обсуждении деликатных тем, таких как личное здоровье и собственные болезни. А затем следует принять во внимание, что две тысячи лет назад всё это было ещё сложнее и чувствительнее. Венчает же это сравнение то немаловажное обстоятельство, что Иисус был мужчиной, а она – женщиной. Что если он почувствует её прикосновение и начнет расспрашивать её перед всеми? Получится ли у нее вообще приблизится к нему на нужное расстояние в такой толпе людей? Тем не менее, преодолеть все эти опасения и сомнения ей помогла её вера, так что в конце концов она очутилась там, куда стремилась всем своим существом. И вдруг… всё случилось! Всё её тело неожиданно окрепло и обрело давно позабытую силу! Она исцелилась!!
Кто прикоснулся к моей одежде?
В следующее же мгновенье она услышала эти самые слова. Иисус обернулся и обвел глазами окружавших его людей. Ей не оставалось ничего другого, кроме как ответить ему признанием: «Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред ним и сказала ему всю истину» (Мар. 5:33).
Это чудо стоит особняком в Евангелиях. Совершенно понятно, что Иисус ничего не знал про эту женщину и не планировал свершившегося исцеления. Тем не менее, в Иоан. 2:24,25 говорится: «Но сам Иисус… знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо сам знал, что в человеке» (Иоан. 2:24,25). Сын Божий обладал далеко идущими возможностями и был наделен необыкновенной силой, и почти наверняка обратился к толпе с вопросом только по причине имевшегося у него желания о том, чтобы исцелившаяся женщина услышала его благословение. Кроме того, он хотел поставить её веру в пример всем окружающим. Она ничего не скрыла от него, рассказав ему всё, и получила от него благословение: «Дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мар. 5:34).
Меня не оставляет вопрос о том, что случилось с ней дальше. Обрела ли она впоследствии детей по причине дарованного ей благословения? Стала ли одной из тех удивительных женщин, о которых говорится в Лук. 8:2,3 и «которые служили ему имением своим»?
Некоторые исследователи Библии даже задавались вопросом о том, не могла ли она быть женой Иаира и, следовательно, матерью девочки? Полностью исключить это невозможно, но если это так, то трудно представить, что она стала бы задерживать Иисуса, спешившего в её дом для исцеления собственной дочери, предпочтя ей себя. Все эти детали и соображения, однако, нам не раскрываются. Что известно доподлинно из доступного нам повествования, так это то, что её болезнь началась в то же самое время, когда родилась дочь Иаира. Весьма примечательно, что и девочка, и женщина в записанном для нас рассказе объединены сроком в двенадцать лет. Число двенадцать, как принято считать, обычно символизирует Израиль, а потому и эти две истории, представленные в одном рассказе, вполне применимы к Божьему народу – к Израилю.
Дочь Иаира
Задержка, вызванная исцелением женщины чудодейственной силой Иисуса, стоила жизни дочери начальника синагоги. Когда Иисус достиг дома Иаира, она уже была мертва. Скорбящие о её кончине люди, услышав заверения Господа о том, что она не умерла, но спит, стали насмехаться над ним. Для Бога же время значения не имеет – вся история мира для Него как непрестанное настоящее. Поэтому Иисус и мог сказать, что Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мар. 12:27). Когда Иисус коснулся руки мертвой девочки, то это не «осквернило» его. Напротив, он возвратил её к жизни. Заговорив с ней так, как будто она уже могла слышать его, он тихо велел ей сесть – и она села! «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут» (Иоан. 5:28,29). До чего же изумительное предвкушение будущего Царства открывается во всем этом! Мертвая прежде девочка открыла глаза и встала так, как будто с ней не произошло ничего необычного.
Прообразы и предвестники
Это не просто две истории, объединенные в один рассказ. Это восхитительное повествование о том, как случившееся указывает на куда более великий Замысел Бога о будущем всей земли.
Девочка была дочерью начальника синагоги – иудея, в то время как женщина (тоже, предположительно, иудеянка) находилась в роли изгоя от общества народа Божьего, уподобляясь, тем самым, язычникам.
Число двенадцать фигурирует в истории как той, так и другой. Девочке было двенадцать лет, и ровно столько же страдала от своей болезни женщина. Это важное обстоятельство указывает на Израиль. Избранный народ Божий состоял из двенадцати колен, как и апостолов Иисуса в Новом Завете тоже было двенадцать. Число это глубоко символическое.
Оба проклятия, восходящие ко времени Едема, лишились своей силы в ходе этих событий. Адам с Евой были обречены на смерть, которая распространилась затем на всех их потомков, включая и дочь Иаира. Ева и все женщины после нее столкнулись со страданиями, осложнениями и разного рода проблемами, связанными с деторождением. Не избежала сей участи и несчастная женщина, о которой мы только что говорили.
Дэвид Симпсон