Несомненно, когда мы читаем о жизни и временах Даниила, перед нами предстает человек великой веры. Даниил был призван сделать то, что сделал Авраам, но наоборот. Аврааму Бог указал покинуть родную страну и близких, а Даниила Навуходоносор насильно привел в земли откуда Авраам был родом – в Вавилон – и тоже оторвал от близких. Можно подумать, что он был огорчен, казалось Божьи обетования Израилю не сбылись.
Книга этого пророка могла бы начаться с объяснения его личного положения. Но нет, он осознает, что Бог отдал Иерусалим Навуходоносору в третий год правления Иоакима, царя Иудеи. Город осадили, взяли, священные золотые сосуды из Храма Господня забрали и увезли в землю Шинар, место вавилонских лжебогов. Их не переплавили на метал, оставили хранить и Ездра упомянул их в своей книге. Есть ли возможность, что Даниил присматривал за сокровищами Иерусалимского Храма и всей родной страны?
В то воинственное время это была обычная политика в отношении покоренных народов. Навуходоносор насильно привел в Вавилон способную молодежь дабы сделать из них помощников и слуг. Даниил и его друзья казались подходящим материалом для этого. Их оторвали от семей, общеста и родной культуры и отправили в далекую чужую страну. Вот с чем они столнулись: травма от разрыва с семьей и традициями, необходимость выучить новый язык, новые традиции, политическое устройство, законы, методы обучения, наконец, новые верования. Просто подумайте об этом некоторое время. Как пленным приспособиться? Что бы вы чувствовали на их месте?
Теперь прочтите из книги Даниила 1:1-6.
Навуходоносор, царь Вавилона, осадил Иерусалим со своей армией. Золотые сосуды из Храма Господня забрали и помести в дарохранительницу лжебога. Часть израильтян, царская семья и аристократия, угнана учить халдейскую культуру на три года, чтобы потом служить царю. Среди них оказались Даниил, Анания, Мишаель и Азария.
Много о чем интересном мог Даниил в самом начале своей книги написать, но в книге этого нет. Он мог и детство свое в Иудее описать, и политическую ситуацию, которая привела к его пленению. Но Даниил решил начать свое повествование с 605 года до н.э. когда Навуходоносор обратил внимание на отдаленный Иерусалим и не его беспокойный народ. И он город осадил. Исход был ясен. Город взяли, царя пленили. Навуходоносор тогда разрушать город не стал, это случилось позже, в 586 году до н.э.
Великим вопросом для любого умного человека вроде Даниила было: почему Бог это допустил? Народ все же избранный, законы он напрямую от Бога через Моисея получил. Моисей вывел его из Египта и привел в Богом обетованную землю. Бог говорил патриархам, священникам, пророкам, царям о грядущем царе. Будет Мессия, помазанник, потомок Давида, который будет править в грядущие времена мира и процветания.
Так почему же Бог в этот раз ничего не сделал? Вопрос этот сложный и вечно своевременный для нас. История людям нередко такие неприятности преподносит, что поневоле задумаешься а чем же Бог занимается и есть ли Он вообще? Историку как раз все в событиях 605 года до н.э. понятно. Захват Иудеи это малый эпизод в вечной борьбе людей за власть в своих джунглях. Мощная военная сила сметает маленькую страну. Оттренированным войскам Навуходоносора иудейское ополчение было не помеха. Поединка, как такового, не было. Случилось как случилось.
И для многих людей такое объяснение вполне приемлемо как продукт нашего логического мышления. Но у Даниила, который лично во всех этих событиях оказался, был свой взгляд на вещи. И он понимал, что многим рискует утверждая, что за победой Навуходоносора стоит сам Бог: “И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского” (Даниил 1:2). Прямое утверждение Даниила, что Бог творит человеческую историю очень важно для всех тех, кто в это верит. Даниил не описывает события. Даниила интересует ПОЧЕМУ эти события случились.
На какой базе строит Даниил свой взгляд на историю человечества? От родителей и учителей в Иерусалиме и следуя Книге Бытие Даниил знал, что что человек это существо духовное, сотворенное по образу Божиему. Духовная сущность Бога не позволяет ему оставаться нейтральным по отношению к человеческим поступкам. А ведь еще за много лет до падения Иерусалима Иеремия предупреждал, что увлечение чужими богами и идолами до добра не доведет. Иеремию, как водится, никто не слушал и пришел вскоре тот час когда Вавилон поругал страну и увел народ в рабство как пророк и предупреждал.
В Иудее не вникли в тот факт, что у Бога есть четкие принципы по отношению к своим созданиям и это нужно принимать серьезно. Некоторые иудейские вожаки полагали, что если их нард это избранный народ, то он может себя вести как ему хочется. Это было жутко безответственно, так как такое поведение противоречит законам Божьим. Если ты избранный, но не ведешь себя как избранный, то и не говори больше, что ты избранный.
Ныне неподобающее моральное поведение приверженцев Христа опустило христианскую веру и люди над ней потешаются. Что правители и жители Иудеи не поняли это то, что грешники у Бога в любимчиках не ходят. Бог судит людей не по национальности и не по их месту в обществе. Для нас это серьезный урок. Что бы ни происходило вокруг нас – помнить об этом надо постоянно. Это касается и будущего Израиля. “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матфей 6:21). Убедимся, что сердца наши с Богом как было и сердце Даниила.
Продолжим, с Божьей помощью, наше изучение книги Даниила в следующий раз. Он человек великой веры и его характер поддерживает нас в нынешнем мире полном дурного аморального поведения, которое бросает вызов нашей жизни в Истине.
Пол Дейвидсон