Библейские проповеди
Всесожжение
7.01.2006

Единственные жертвы, особо названные в книге Бытие, – это всесожжения. Так, например, мы читаем о Ное, приносящем всесожжение (Бытие 8:20), и, что самое важное, об Аврааме, когда он был готов принести в жертву Исаака (Бытие 22). Этот тип жертвоприношения был явно известен задолго до закона Моисея. С самого начала верующие люди понимали, что без пролития крови нет прощения греху. Это также показывало их намерение служить единственному истинному и живому Богу всем сердцем, принося во всесожжение целое животное.

С появлением закона мы впервые читаем о целом ряде жертв (включая всесожжение), которые должны были быть приносимы либо отдельным человеком, либо целым народом в ответ на определенные обстоятельства. Когда приносились жертвы за весь народ или от имени всего народа, всесожжения всегда приносились после того, как были принесены жертвы за грех. За всесожжениями следовали мирные жертвы. Мы можем видеть эту типичную последовательность, например, когда Езекия очистил храм и попытался восстановить отношения народа с их Богом. Проблема греха была решена, в первую очередь, посредством жертвоприношений за грех (2 Паралипоменон 29:20-23). Только после этого люди могли вновь посвятить себя служению своему Богу. Это желание служить Богу с полной преданностью было тогда выражено принесением всесожжений (стих 27). Их решимость была столь велика в то время, что было приносимо большое количество всесожжений, и одни священники не справлялись. Им помогали их братья левиты (стихи 32-34). После того, как было даровано прощение (через принесение жертв за грех) и объявлено о повторном посвящении (через принесение всесожжений), приносились многочисленные мирные жертвы, которые говорили о возобновлении общения со Всемогущим Богом (стих 35).

Когда мы читаем о человеке, приносящем всесожжение, это не всегда следует за грехом или жертвой за грех. Это потому, что данный вид жертвоприношения мог быть приносим добровольно, как акт любви и преданности. Возможно, не существует какого-то конкретного греха, который должен быть рассмотрен в первую очередь. Правила и обычаи Моисеева закона, касающиеся различных жертвоприношений, записаны в книге Левит, и всесожжение во всех подробностях – в первую очередь. Это потому, что оно было самым распространенным – как у отдельных людей, так и у всего народа в целом. Это было столь часто посещаемое место, что медный жертвенник, на котором приносились все жертвы, был известен как «жертвенник всесожжения».

Теперь мы проследим правила принесения всесожжения отдельным человеком (Левит 1:1-3). Нам сказано, что животное должно было приноситься человеком «…по его собственной воле» (английская Библия, прим. переводчика). Господь радуется рвению человека. Жертва, принесенная вполсилы или неохотно, не имеет никакой ценности, так как она бесчестит Бога. Обычно во всех жертвоприношениях животное должно было быть одомашненным, а не диким. Это потому, что приносящий жертву не должен иметь мятежного духа, как у дикого зверя. Почти во всех жертвоприношениях животное должно было быть без единого изъяна. Бог должен получить лучшее от того, кто предлагает. Животное приводили к дверям скинии собрания. Если оно было неподходящим, служащий священник сразу отверг бы такое животное. Приносящий жертву должен был отождествить себя с животным, положив руку ему на голову, прежде чем убить его (Левит 1:45). Никто другой не смог бы сделать это за него. Жертвоприношение было связано с личным стремлением человека служить Богу всеми силами. Читая далее, мы узнаем, что священники должны были в первую очередь иметь дело с кровью животного. Все жертвоприношения имели эту общую черту. Кровь должна быть связана с жертвенником. Кровь символизировала необходимость искупления, и без пролития крови не было прощения греха (Левит 1:5).

Основное отличие между всесожжением и другими жертвоприношениями животных было в том, что на жертвеннике приносилось целое животное. Таким образом, это был внешний ритуал, провозглашающий верное намерение приносящего жертву человека всеми силами служить Богу. Прежде чем животное поглощал огонь, проводилось омовение «ног» (Левит 1:9). Таким образом, это вынуждало человека быть очень осторожным в своей походке, в своем внешнем образе жизни. «Внутренности» животного также омывались, и тем самым человек, приносящий жертву, учился быть цельным и искренним.

Единственной частью животного, не приносимой на жертвеннике, была шкура, показывающая, что Бог не заинтересован во внешнем виде человека, приносящего жертву. Его заботит лишь внутренняя чистота. Он хочет, чтобы мы вели себя, как Он, и были святыми. Священник разрезал животное на «части»: «голову», «жир» (тук) и «ноги». Это было очень важно, так как все существо человека, приносящего жертву, в каждой его части должно было быть посвящено Господу. Если жертва была принята, то дым, поднимающийся к небу, месту обитания Бога, давал приятный аромат – «приятное благоухание Господу». Всякий раз, читая о приятном всесожжении, мы видим эти слова.

Оставив правила и положения, мы теперь рассмотрим очень важный отрывок из книги Второзакония. Она известна сегодняшним евреям как «Шема» и образует молитву (которую они произносят каждый день). Она записана во Второзаконии 6:4-5. Эти слова были впервые даны Богом через Моисея, когда он давал наставление поколению, которое должно было войти в Землю Обетованную. В стихе 4 мы находим два момента: во-первых, «слушай» (другими словами, слушайте очень внимательно) и, во-вторых, поймите, что Бог един – «Господь, Бог наш, Господь един есть». Затем Моисей учит Израиль любить Господа Бога Своего всем сердцем, душой и силами (стих 5). Это прекрасно соответствует тому, как было разделяемо всесожжение. Это резюмируется в следующей таблице:

Второзаконие 6:5Левит 1:8,9
«всем сердцем твоим» – разумголова и внутренности животного
«всею душою твоею» – чувстважир животного
«всеми силами твоими» – силаноги животного

Книжник, спросивший Господа Иисуса: «Какая первая из всех заповедей?» (Марк 12:28), увидел эту прекрасную связь. В своем ответе книжнику Учитель процитировал слова Шемы (стихи 29,30), а также говорил о любви к ближнему, как к самому себе (стих 31). В своем ответе книжник повторяет эту цитату в полном согласии с Господом и также говорит, что исполнение этих слов «есть больше всех всесожжений и жертв» (стихи 32,33). Проницательность книжника в понимании связи между Шемой и всесожжением произвела впечатление на Господа Иисуса. Он выразил Свое одобрение, закончив разговор с этим искренним книжником словами: «Недалеко ты от Царствия Божия» (стих 34). Другими словами, Он побуждает Своего собеседника жить согласно условленному ответу. Нет сомнения, что любящие Господа всем своим существом будут благословлены наследием в будущем Царстве Божьем.

Отдавая Свою жизнь, Иисус явился исполнением всех видов жертв, включая всесожжение. Иисус был и остается единственным, кто смог в совершенстве исполнить Шему. На протяжении всей Своей земной жизни Он служил Господу всем Своим сердцем, разумом, душой и силами. Он постоянно отдавал всё, что имел. Это было чудесно предсказано в прообразе народу, когда каждый день они поддерживали «всесожжение постоянное» (Числа 28:1-8). Здесь мы читаем, что один агнец должен был быть приносим утром, а другой – вечером на жертвеннике во всесожжение. Таким образом, всегда было «приятное благоухание», восходящее к Богу. Израиль должен был быть посвящен служению Богу весь день, каждый день. К сожалению, как народ Израиль потерпел неудачу, но тем не менее тот факт, что агнец постоянно сжигался на жертвеннике, указывал вперед на Того, Кто является «Агнцем Божьим». Господне служение Богу является совершенным и непрерывным. Продолжая читать далее, мы видим, что это учение подчеркивалось каждую субботу, когда утром и вечером приносили по три агнца (стихи 9,10). В начале каждого месяца приносилось дополнительно десять животных! (стих 11). В писаниях апостолов мы неоднократно видим намеки на всесожжение. Есть весьма очевидный пример в Послании Римлянам 12:12, где мы читаем, что, будучи последователями Господа Иисуса, мы должны быть «жертвами живыми». Наши внутренние части омываются водой Слова Божьего, и наши умы обновляются. Вместо того, чтобы быть эгоистичными и эгоцентричными, мы должны жить жизнью самопожертвования, поскольку мы посвящаем себя исполнению воли Бога.

В качестве заключительной мысли, мы вновь рассмотрим постоянное всесожжение за народ. Его огонь никогда не гас. Все другие жертвы, какими бы они ни были и с какой бы целью ни приносились, были сожигаемы на том же самом жертвеннике, жертвеннике всесожжения. Всё, что было приносимо впоследствии, неизбежно и чудесным образом сливалось воедино и ассоциировалось со всесожжением, которое представляло собой преданное служение Богу. Всё это указывало на работу Господа Иисуса и должно ободрять нас, потому что, несмотря на наше искреннее желание служить нашему Богу в совершенстве, все мы грешим. К счастью, наши недостатки компенсируются совершенной жертвой нашего Господа. Апостол Павел говорит: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:1,2).

Джефф Сюэлл

Книги:  |

Комментарии закрыты.