Библейское чтение: Ев. от Марка 10:17-31.
Как и любому другому человеку, получившему известность, Господу Иисусу за время его служения повстречались тысячи людей, среди которых были и старые, и молодые. Некоторые из них были богатыми, но по большей части ему приходилось иметь дело с бедняками. Среди всех этих людей были как здоровые телом, так и страдавшие от разных болезней. Иисусу приходилось общаться и с облеченными властью начальниками, и с обычными людьми, с евреями, язычниками, с мудрыми, глупыми, с настроенными по-дружески и с выказывавшими враждебность. К сожалению, даже в его близком окружении был человек, которого звали Иуда и который на поверку оказался не другом, а врагом.
Господь столкнулся с весьма разным человеческим отношением к проповедовавшемуся им учению. Некоторые люди, казалось, испытывали чрезвычайное воодушевление от услышанного ими Евангелия, но подобно семени, легшему в неглубокую землю (Мар. 4:5), они вскоре отпадали. Некоторые шли за ним по причине одолевавшего их любопытства, а другие не сводили с него глаз изза охватившей их ненависти к нему. Были и такие, к сожалению, кто следовал за ним в надежде получить дармовой хлеб (Иоан. 6:26,27). Некоторые, однако, по-настоящему заинтересовались речами Учителя и имели искреннее желание служить ему, но по разным причинам они не хотели целиком посвящать себя Христу. Одним из примеров такого противоречивого отношения является богатый юноша, однажды павший пред ним на колени: «Когда выходил он в путь, подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мар. 10:17).
Что известно об этом юноше? Почти ничего. Некоторые исследователи Библии полагают, что это был Варнава, хотя для такого предположения в Божьем Слове нет никаких явных оснований, а потому и доказать его не представляется возможным. Остальные евангелия тоже мало чем способны помочь в поиске ответа на этот вопрос. В Матф. 19:22 говорится, что этот человек был молод. В Лук. 18:18 утверждается, что он являлся одним из «начальствующих». Над чем же или над кем он начальствовал?
Библия не проливает света и на этот вопрос тоже. Греческое слово, переведенное в данном стихе как «начальствующий», используется так же и в Матф. 9:18, где говорится об Иаире как о начальнике синагоги. Вполне возможно, что этот юноша занимал начальствующую должность в римской администрации, управлявшей всей той округой. Это же самое слово переводится как «начальство» в Лук. 12:58, где явно подразумевается представитель римской власти, назначенный для разрешения споров и тяжб между людьми.
Подобно большинству начальников, пришедший к Иисусу юноша пользовался определенной властью, что предполагало наличие у него некоторых привилегий. Возможно по причине его положения, или благодаря семейным связям, или в результате собственного успеха в деловой сфере, он был очень богат. В его случае это представляло определенную проблему. Тем не менее, нигде в Библии мы не читаем о том, что быть богатым – это значит грешить! Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Давид, Иосия, Езекия, Неемия и другие герои Библии были отнюдь не бедными людьми. Тем не менее, всех их отличала непреклонная вера в Бога, и ни один из них не подвергся осуждению по причине имевшегося у него богатства. Дело в том, что они использовали имевшееся у них добро на благо остальным людям. В отличие от такого отношения, упование на богатство, желание еще большего имущества и погоня за вещами, которых у нас нет, а также недовольство тем, что мы уже получили от Бога – это является грехом.
Продолжая чтение, мы погружаемся в разговор, который состоялся между этим юношей и Христом. В повествовании не раскрывается то обстоятельство, что Иисус мог проникать в разум многих людей, представавших перед ним. В Ев. от Марка 10:19 говорится, что Господь призвал юношу соблюдать важнейшие заповеди Закона Моисеева. Однако сам стих начинается со следующих слов Иисуса: «Знаешь заповеди…» Сказать такое мог только Господь, поскольку он «знал, что в человеке» (Иоан. 2:25). Когда он разговаривал с вождями народа, то мы читаем, что, «видя помышления их», Иисус мог ответить на их невысказанные обвинения в том, что он отпустил грехи больному человеку (Мат. 9:4). Иисусу были известны мысли пришедшего к нему молодого начальника. Также он понимал, к чему именно этот юноша испытывает привязанность, или, если сказать точнее, что он любит более всего.
Итак, какие заповеди из Закона Моисеева были упомянуты в ходе их разговора? Собрав воедино свидетельства всех евангелий, можно сделать вывод, что перечислены были семь заповедей. Юноше было сказано не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, не обижать, почитать родителей и любить своего ближнего как самого себя.
Два из этих высказанных повелений не входили в число десяти заповедей. Не обижать и любить своего ближнего – эти требования содержатся в книге Левит 19, в той части главы, где речь идет об отношении к другим людям. Они являются двумя главными составляющими Закона. Можно видеть, что процитированы были пять из десяти главных заповедей, перечисленных в книге Исход 20. Какие же оставшиеся пять заповедей, которые не были упомянуты? О том, чтобы не иметь других богов помимо Господа (Исх. 20:3) – это одна из «отсутствующих» заповедей. Можно предположить, что данная заповедь была нарушена в случае с юношей, поскольку у него имелся еще один бог – деньги и владения! Однако наиболее значимой здесь является последняя – десятая – заповедь: «Не желай дома ближнего твоего… жены… раба… рабыни… вола… осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). Всякий человек, любящий деньги, почти наверняка будет желать и всего того, чем обладают другие люди. Даже тот, кто едва ли тратит вообще хоть какие-то деньги, может быть алчным и желать всё большего!
Иисус, по доброте своей, предоставил юноше возможность самостоятельно прийти к пониманию стоявшего перед ним препятствия. Он мог с самого начала сказать что-нибудь вроде «Твоя проблема – деньги. Пойти и продай всё, что имеешь. Докажи всем, лицемер, что у тебя есть вера». Господь так не поступил, разумеется. Он попытался мягко и с любовью подвести молодого человека к правильному выводу. К сожалению, такой подход не сработал. Подобно Давиду, который после своего согрешения с Вирсавией выслушал обличительную притчу пророка Нафана (2Цар. 12:1-7), юноша так и не смог уразуметь значение сказанного ему. В итоге, Иисус был вынужден сказать прямо о стоявшем перед ним препятствии: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мною, взяв крест» (Марк 10:21).
Верите ли вы в «любовь с первого взгляда»? Некоторые люди вокруг нас говорят о возможности такого явления. При этом они, конечно же, имеют в виду внешнюю привлекательность, притягивающую к себе с первого взгляда. Несомненно, что мать и отец, в первый раз увидевшие своего родившегося ребенка, исполнятся любовью к нему, но «любви с первого взгляда» – в буквальном смысле этого выражения – не бывает в случае со взрослыми людьми. За исключением, конечно, тех случаев, когда один из них имеет возможность читать мысли другого, а именно такой способностью и обладал Иисус. Маловероятно, чтобы Господь встречал этого юношу раньше, однако он полюбил его сразу же, как только увидел. Этот человек не просто понравился ему, но Господь видел искренность представшего пред ним юноши и его подлинное желание угодить Богу своим служением. Тем не менее, перед ним стояло препятствие, требующее устранения, и в этом был его крест, который он не мог или не хотел брать на себя.
Он, по крайней мере на какое-то короткое время, погрузился в печаль и ушел прочь, возможно даже, что со слезами на глазах и с болью в сердце. Не исключено, что позднее он раскаялся и вновь взыскал Иисуса, исполнив его совет. Нам остается лишь надеяться о том, что так оно и вышло.
Но что можно сказать о нас самих? Какие уроки мы можем извлечь из этой истории? Должны ли мы раздать всё, что имеем? К счастью, нет. Иногда нам следует быть более щедрыми в своих подаяниях, однако решение на этот счет каждый принимает обособленно, исходя из обстоятельств своей собственной жизни. Некоторые христиане устанавливают для себя десятину, то есть отдают десятую часть от своего дохода, руководствуясь при этом Законом Моисеевым. Это личное решение, и оно не может насаждаться братьям и сестрам во Христе. Слова, которые произнес Господь Иисус вслед уходящему юноше, представляют для нас особый интерес: «И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Марк 10:23).
Грех этого юноши заключался не в его богатстве, а в том, что он уповал на это богатство. Ему (равно как и нам) следовало уповать только на Бога и на Его Сына. Если у нас получится так поступать, то тем самым мы последуем за самим Иисусом, который не имел сокровища, чтобы полагаться на него: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что он, хоть и был богат, стал нищим ради вас, дабы вы обогатились его нищетою» (2Кор. 8:9, KJV).
Греческое слово «нищий», использующееся в этом стихе, показывает, насколько малозначимое положение занимал Господь Иисус с точки зрения человеческого бытия. Несомненно, что человек может быть бедным или нищим по массе причин, никак не зависящих от него самого. Кто-то может родиться в бедной семье, а кто-то может подвергнуться разорению от грабителей. Деньги, положенные в банк, могут пропасть в результате бездарного управления, а прибыльное дело может сойти на нет, если со стороны клиентов исчезнет спрос. Однако в данном отрывке речь идет не об этом. Гораздо лучше эту фразу можно было бы перевести следующим образом: «он сделал себя нищим». Иисус осознанно предпочел нищету богатству. Он знал, что только этот выбор был правильным. Когда ему предложены были все царства мира вместе со всей их славой (Матф. 4:8), то он отклонил это предложение. Его путь к царствованию лежал через крест. Он должен был оставаться «беден и нищ» во исполнение ветхозаветного пророчества (Пс. 39:18; 69:6; 85:1 и 108:22).
Должны ли мы быть нищими для того, чтобы угодить Богу? Нет, не должны. Однако Иисус был таковым. Ему надлежало «сделать себя нищим», чтобы избежать искушений жизни. И он пошел на это, предложив себя Богу в любви и с верой в то, что, по милости Божьей, мы обогатимся сокровищем истинным и неувядаемым, как ныне, так и в день его возвращения.
Джонатан Коуп (4.12.2005г.)