Отрывки для чтения: 2 Паралипоменон 35; Осия 3; Деяния 18, 19.
Наше чтение на сегодня из Нового Завета повествует об основании, возможно, одной из самых активных и энергичных церквей, созданных апостолом Павлом. Это церковь в Ефесе. Перед нами встают детали ее рождения, слова наставления и порицания, которые можно найти в 1-м и 2-м Посланиях Тимофею, жившему в то время в Ефесе, в Послании Ефесянам, написанном апостолом Павлом в Риме, и, наконец, в самом Откровении Иисуса Христа, переданном им через апостола Иоанна. Всё это занимает период времени около 40 лет.
Первоначально Павел намеревался проповедовать в этих местах много ранее, но не был допущен Святым Духом (Деяния 16:6). Это говорит о том, что при всем желании свидетельствовать о Слове Божьем в новых местах, наша проповедь будет успешной лишь при благословении Божьем. Павел упоминает об этом в Послании Коринфянам:
«Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1 Коринфянам 3:6-7).
Павел сначала насадил семена Евангелия в Ефесе во время краткого пребывания там вместе с Акилой и Прискиллой, которые шли с ним из Коринфа (Деяния 18:18-20). По своему обыкновению, Павел, по прибытии в Ефес, сразу же направился в синагогу для проповеди иудеям. Но вскоре отбыл оттуда ввиду желания провести праздник в Иерусалиме, успев, однако, насадить семена истины в этом городе.
Аполлос сделал работу по увлажнению этого семени. Это был образованный человек, возможно, знакомый с великими сокровищами книжных библиотек Александрии и хорошо знавший писания Ветхого Завета, но при этом знакомый только с крещением покаяния, которое проповедовал Иоанн-Креститель. Его работа, хотя и действенная, нуждалась в корректировке апостола Павла. Павел, по своем возвращении в Ефес (глава 19), нашел там некоторых учеников, также знакомых только с Иоанновым крещением, и перекрестил их во имя Господа Иисуса Христа. Этот инцидент учит нас тому, что до крещения просто необходимо глубокое понимание служения Господа Иисуса Христа, как оно открыто в Писаниях, и что никакое другое крещение не приносит спасения. Когда это было сделано, эти 12 учеников стали ядром новой энергичной экклесии, которая стала основной базой для проповеди Евангелия по всей Асии (Деяния 19:10). Комментируя свою работу в Ефесе, Павел говорит:
«Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много» (1 Коринфянам 16:9).
После ряда визитов в другие места, Павел провел в Ефесе целых три года (Деяния 20:31) и, как истинный родитель и страж, предостерегал, наставлял и увещевал рожденную им церковь со многими слезами. Эффект его проповеди изумителен, а содействие в этом Бога явилось результатом сожжения на костре огромного множества книг по магии и колдовству (каких немало и сейчас находится на прилавках книжных магазинов уже в наше «просвещенное» время). Совокупная стоимость этих книг в пересчете на современный эквивалент составляет не один миллион рублей. Несомненно, ефесские ученики понесли большой финансовый убыток, избавляясь от этих языческих писаний. Интересно, готовы ли мы сами поступить так с подобной дорогостоящей макулатурой, стоящей порой многочисленными рядами на наших книжных полках?
Противники в Ефесе, о которых упоминает Павел, были как снаружи, так и изнутри экклесии, что было намного опасней. Так Димитрий, серебряных дел мастер, организовал немалый мятеж, когда увидел, что его торговле идолами богини Артемиды грозит большими убытками экклесия, состоящая из людей, не почитающих это языческое божество (Деяния 19:23-41). Храм Артемиды (богини плодородия) был одним из семи чудес света. Его площадь занимала почти 100000 квадратных футов, высота – 60 футов, и строили его 220 лет. Храм привлекал многих путешественников со своей Римской империи, а Ефес, будучи столицей римской провинции Асии (Западная Турция), имел большой доход от почитателей культа этой богини. Проповедь ефесской церкви, несомненно, была успешной, поскольку ничем напрямую не противопоставляла себя культу Артемиды. Как вынужден был признать блюститель порядка, ученики «ни храма Артемидина не обокрали, ни богини их не хулили» (стих 37). Это учит нас быть осторожными в проповеди, не нападая агрессивно на ложные культы данной местности, которые имеют свою длинную историю, ибо в противном случае мы можем нанести вред истине.
Враги внутри самой экклесии, как мы уже говорили, были, несомненно, более опасной угрозой, ибо их было труднее определить. Павел особо упоминает некоего Именея, учившего, что воскресение мертвых уже было, а также Александра, причинившего много вреда в своем противостоянии Павлу. Эти люди «потерпели кораблекрушение в вере» и, быв лишены общения, вернулись обратно в мир (1 Тимофею 1:19,20). Павел особо увещевает ефесскую экклесию сохранять в чистоте доктрину и учение Господа Иисуса Христа, несмотря ни на какие обстоятельства, как через проповедь миру, так и через поддержание высоких моральных устоев внутри самой экклесии. Всё это очень заботило апостола, и в своем последнем личном Послании ефесским старейшинам он говорит:
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:28-30).
Это беспокойство Павла отражено не раз в Посланиях и суммировано в его втором Послании Тимофею:
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (4:2-3).
Итак, как же жила эта активная экклесия дальше? Прислушалась ли она к советам Павла? Осталась ли верной Истине? По всей вероятности, да. В 98 году н.э., спустя 40 лет после проповеди апостола Павла, сам Христос свидетельствовал об этой церкви следующее:
«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откровение 2:2-4).
Если бы Господь сказал такое о нашей работе или нашей экклесии, можно было бы только гордиться. Это великая похвала ефесской церкви, ибо, несмотря на предшествующие суровые годы гонений и преследований, она оставалась верной избранному пути и доктрине. Сжигались языческие книги, шла терпеливая и верная работа по обучению желающих принять крещение, была как никогда страстная проповедь. И при этом, Господь Иисус Христос призывает ефесскую церковь покаяться! Предлагает им вспомнить, откуда они ниспали! Увещевает их творить прежние дела! А иначе их светильник будет сдвинут навеки. Почему? В чем была проблема?
«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откровение 2:4).
Похоже, что, несмотря на все их усилия, несмотря на всё их рвение по сохранению чистоты доктрины, они забыли самую важную заповедь, новую заповедь: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанн 13:34). Ефесяне стали слишком черствы, немилосердны и, возможно, самоправедны, наподобие книжников и фарисеев, которых осуждал Иисус. А кажется, первоначально братская любовь присутствовала среди них:
«…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:16-19).
Но к 96 году н.э. любовь ушла, и вскоре светильник этой живой церкви был действительно сдвинут, то есть погашен. Сегодня Ефес – ни что иное как груда камней, оставшихся от той яркой эпохи, на которые приходят посмотреть заезжие туристы, проводящие в Турции свой отпуск.
Итак, обращаясь к символам крестной смерти нашего Господа, какие уроки можем мы почерпнуть из истории церкви в Ефесе? Во-первых, нам стоит равняться на их пример страстной проповеди и любви к Истине. Проповедь Слова в Ефесе произвела сильное впечатление на горожан и чуть не привела к возмущению. Во-вторых, мы должны всё время следить за чистотой проповедуемой доктрины и сразу избавляться от ложных учений и домыслов человеческих, привносимых извне. И, наконец, в-третьих, что самое важное, мы никогда не должны забывать о той истинной любви, которую явил Господь Иисус к каждому из нас, отдав Свою жизнь ради нашего спасения от грехов, и эту любовь мы должны являть по отношению друг к другу в истинном общении. И если так мы будем себя вести ко времени возвращения Иисуса на землю, тогда обетованное благословение, данное ефесской церкви, будет гарантировано каждому из нас:
«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откровение 2:7).
«Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».
Марк Джонсон (06.11.2005г.)