Возможно, вы окажетесь в состоянии понять глубокую печаль пресвитеров Ефесской экклесии, когда они услышали из уст самого Павла, что уже больше никогда не увидят его лица. Они наслаждались общением с ним в течение трех лет и могли всецело ощутить на себе его беспредельную заботу о них и наставление. Он был верным служителем Христа, являя собой хороший пример для подражания. Теперь им предстояло во всем полагаться на себя и принимать решения без одобрения и совета их наставника. Те из вас, которые привыкли к длительному сотрудничеству и общению с другом, компаньоном или семьей и внезапно лишились этого, хорошо поймут их чувства и эмоции.
Слова одобрения и советы Павла, несомненно, остались с верующими до конца их жизни. Но печально то, что слова «ты оставил первую любовь твою» из Откровения 2:4 относятся именно к Ефесской церкви. И они подтверждают, что опасения Павла за духовное состояние экклесии имели под собой реальное основание. Несмотря на всё их старание, среди них появились «лютые волки, не щадящие стада», хотя Откровение 2:2,3 свидетельствует, что начинали они совсем неплохо. Возможно, они были так сильно озабочены внешней угрозой, что просмотрели более серьезную опасность, таившуюся внутри, среди самих верующих. Дни и ночи напролет Павел, со слезами, предупреждал всех, желавших его слушать. Несомненно, они устали от его постоянных проповедей на эту тему. И всё же, насколько мудрым оказался Павел, постоянно напоминая им об опасности потери их наследия во Христе. Мы никогда не должны недооценивать той легкости, с которой можно споткнуться, упасть и не исполнить своего призвания, а, значит, и не войти в Царство.
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деяния 20:28). Эти тщательно подобранные слова сами по себе содержат хорошее увещевание. Слово «пасти» используется, в основном, людьми, ухаживающими за стадами животных, и именно эта картина помогает хорошо оценить, чего требует от всех нас Павел.
В моей библиотеке есть книга, изданная 150 лет назад, которая рассказывает, что пастухи на востоке шли впереди своих стад, и хорошо дисциплинированные овцы смело следовали за ними. Более того, они даже откликались на свои имена, данные им пастухами, и не слушались никакого другого голоса. Как прекрасно это согласуется со словами Доброго Пастыря у Иоанна 10:3-5 – «Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса».
Мы являемся одновременно и пастухами, и овцами. Как пастухи, мы должны хорошо знать своих братьев и сестер, до такой степени, чтобы они могли полностью полагаться на нас. Мы должны знать путь жизни, по которому за нами могли бы следовать другие с осознанием того, что никогда не собьются с этого пути. Как овцы, мы должны подчиняться определенной дисциплине и немедленно откликаться, когда называют наше имя. Мы должны уметь отличать голос, желающий нам определенного блага, от голоса, который может навлечь на нас опасность и сбить с пути, приведя к волкам, готовым моментально пожрать нас. Иногда слова других могут показаться такими убедительными. Падение наших прародителей в Саду Едемском должно служить постоянным напоминанием о том, с какой легкостью вожделение плоти, вожделение очей и гордость житейская могут заслонить от нас заповеди Божьи.
Мы должны также осознавать безопасность, исходящую из принадлежности к стаду, и оставаться внутри его. Мы можем стать слишком самонадеянными, когда жизнь одаривает нас богатыми пастбищами, что в свое время прельстило Лота, ведь хорошо орошаемые долины могут быть источником большой опасности. Только Бог в состоянии тронуть наши сердца и принести успокоение, когда мы чувствуем уязвимость и ищем помощи извне. Вполне вероятно, что наша изолированность и одиночество есть только призыв Пастыря найти у Него защиту и покровительство. Общение и любовь внутри экклесии могут быть источником большого ободрения и силы. Можно подумать, что наше одиночество есть препятствие к подобному общению, но вспоминайте о Послании Павла Ефесянам. Будучи узником в Риме, Павел, тем не менее, духом был вместе с ними и непрестанно благодарил Бога, вспоминая о них в своих молитвах (Ефесянам 1:16). В конце Послания Павел просит молиться за него, чтобы ему была дана возможность, хотя и в узах, «открыто возвещать тайну благовествования».
Важно обратить внимание, имея перед собой картину мирно пасущихся овец, что наше стадо – стадо не совсем обычное. Мы – овцы особые, которые куплены не за деньги, а драгоценной кровью нашего Спасителя. Это перекликается с Псалмом 73:2 – «Вспомни сонм Твой, [который] Ты стяжал издревле». Этот Псалом был написан в тяжелое для Израиля время – время торжества их врагов над ними. Наше положение сегодня выражено в проникновенных словах Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Петра 2:9). Когда-то пребывавшие в темноте и спотыкавшиеся в одиночестве, сейчас мы – народ Божий, благодаря Его великой милости.
Эти слова взяты Петром из Исхода 19:6, когда Бог говорит через Моисея с сынами Израилевыми. Их ответ нам известен: «Всё, что сказал Господь, исполним». Бог водил их в пустыне, как «овец», и во время остановок они располагались станами вокруг скинии. Господь был как бы окружен Своим народом. Образ этот, как обычно, имеет двойное значение. Так, в Псалме 33 мы читаем, как Давид, находясь в очень тяжелом и опасном положении, взывает к Господу, и Он слышит и избавляет его от всех страхов. Мы тоже можем разделить опыт Давида, ибо «ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (стих 8).
Мы представляем перед своим мысленным взором трогательную картину коленопреклоненного Павла, молящегося с пресвитерами. Несомненно, у многих на глаза наворачивались слезы, вызванные перспективой вечной разлуки с любимым наставником; но уповающие на Бога не скорбят, «как прочие, не имеющие надежды». Псалом 94 повествует нам о расплате за неверие, когда целое поколение не вошло в землю Обетованную по исходе его из Египта. И вновь перед нами образ пастуха и его стада. Если овцы чувствуют безопасность, они спокойно бродят по траве, жуя свою жвачку. «Преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его» (стихи 6,7).
Все мы желаем подойти ближе к нашему Творцу и иметь время и покой для размышления над духовной пищей. Для брата или сестры, находящихся в одиночестве, увещевание то же, что и для всех. Христос пострадал за каждого из нас, и сейчас мы – его особое достояние, если только идем по его стопам. Нам говорится, что мы должны вести благочестивую жизнь в настоящем веке, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Титу 2:11-15). В этом наше утешение, надежда и упование.
Питер Миддлтон (08.05.2005г.)