Отрывок для чтения: Евангелие от Луки 11.
Если бы вы могли выбрать любое столетие, в котором хотели жить, ваш выбор остановился бы на первом веке или двадцать первом? Было бы замечательно увидеть Господа Иисуса во время его жизни на земле, стать свидетелями его чудес и послушать его речи, несущие в себе жизнь. Какая привилегия! Видеть силу Божью в действии, как никогда раньше. Какой вызов: сделать правильные выводы из увиденного и услышанного. Это как раз могло бы оказаться самым трудным, ибо Господь Иисус сказал много чудесного. Вам нужно было бы обдумать каждое его слово и понять значение сказанного.
Большая путаница
Апостолы не понимали многого из сказанного Иисусом. У них сложился свой образ, каким должен быть Мессия, что он должен делать, и такие представления вставали на их пути к пониманию. Обычные люди приходили и слушали его с восхищением, но эти постоянно надеялись увидеть больше чудес и получить пищи. Иисус просил искать и стремиться к тому, что пребывает вечно, объяснив, что совершённые чудеса только удостоверяют подлинность его слов, но ни в коем случае не заменяют их. А религиозные вожди того времени наблюдали за всем происходящим только для того, чтобы потом придраться к нему.
Именно такое положение вещей вынудило Иисуса заявить, что они не получат никакого подтверждения его божественному авторитету, кроме знамения Ионы (Лука 11:29). Здесь он ссылается на тот случай, когда Иона был пойман большой рыбиной и находился во чреве ее три дня и три ночи, скованный как в могиле. Несомненно, после этого тело Ионы изменилось физически, чтобы стать прекрасным свидетельством для жителей Ниневии. Иона «воскрес» из мертвых к жизни; и неудивительно, почему жители Ниневии услышали его весть и послушались его слов. Они раскаялись и тем самым отсрочили приговор Божий. Подобное послание звучало на улицах Иерусалима, когда апостолы заявили, что Иисус воскрес из мертвых, и приглашали слушающих покаяться и креститься (Деяния 2:38).
Иисус сказал, что жители Ниневии воскреснут и предстанут перед ним на Суде для осуждения его поколения за их неверие, добавив, что вместе с родом сим предстанет и «царица южная» (Лука 11:31). Он ссылался на царицу Савскую. Господь объяснил удивленным слушателям, что она пришла от пределов земли послушать мудрые высказывания Соломона, «и вот, здесь больше Соломона» (11:31).
Царица Савская
Вдохновленные Писания рассказывают нам о днях правления Соломона, помазанного Богом царя, когда он совершал угодное в очах Господа. Царство расширялось и процветало; как обещал Бог, так Он в точности и сделал. По мере возрастания влияния и престижа, народ приходил послушать своего Богом назначенного царя; они хотели узнать о нем больше. Мудрость Соломона вызывала удивление всего древнего мира.
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Царств 4:30,31).
Бог всегда желал, чтобы Израиль стал Его орудием благословения для всех народов земли, и самое величайшее благословение – это знание пути спасения, который освободит нас от грехов (см. как Бытие 12:1-3 истолковано в Деяниях 3:25,26). Итак, Израиль должен был стать миссионерским народом: своей жизнью они должны были показывать другим, каков Бог, и каким величайшим благом будет жизнь под Его мудрым руководством. И нам самим не нужно упускать этого момента, ибо Божьи принципы и заповеди неизменны. И мы призваны Богом стать Его посланцами, свидетелями и миссионерами. Вот требование Божье: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Апостол добавляет, что мы всегда должны жить так, как подобает избранным.
Так было и во дни Соломона, когда царица Савская пришла «испытать его загадками» (3 Царств 10:1). Она встретилась с Соломоном и «беседовала с ним обо всем, что было на сердце у нее» (2 Паралипоменон 9:1). Она слышала о его мудрости, а он не только ответил на ее вопросы, но и объяснил ей принципы служения Богу. И этот момент очень важен, потому что он сделал больше, чем просто удовлетворил ее любопытство о природном мире души человеческой. Соломон рассказал царице о вещах вечных, включая принципы его правления царством, но, что еще важнее, обучил ее вещам божественным. Мы узнаём об этом из трех источников.
Во-первых, Писание повествует: «И увидела царица Савская мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и чинность служащих ему и одежду их, и виночерпиев его и одежду их, и ход, которым он ходил в дом Господень, – и была она вне себя» (2 Паралипоменон 9:3,4).
Во-вторых, написано, что целью ее прихода было понять что-нибудь о завете Бога с Израилем, а также о завете, который Бог, по всей видимости, заключил с самим Соломоном. «Блаженны люди твои, и блаженны сии слуги твои, всегда предстоящие пред тобою и слышащие мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Свой в царя у Господа (Яхве) Бога твоего. По любви Бога твоего к Израилю, чтоб утвердить его на веки, Он поставил тебя царем над ним – творить суд и правду» (9:7,8). Заметьте, она использовала в своей речи памятное имя Бога, а затем сопроводила свою речь подарками, которые, возможно, являлись пожертвованием в сокровищницу Храма.
В-третьих, из слов Господа Иисуса выясняется, что эта великая женщина будет присутствовать на суде и осуждать тех людей его поколения, которые видели даже большие чудеса и слышали величайшую мудрость, и не откликнулись на них так, как это сделала она сама, когда у нее была такая возможность.
Неисчерпаемая мудрость
Если бы новости о мудрости царя Соломона распространялись по всему древнему миру, то затем стало бы также известно и о его провале и неудачах, постигших царя позже. Что подумала бы сама царица Савы, если бы услышала, что ее учитель сам отклонился от пути, которому научил ее, и которому она так преданно следовала? Возможно, она помолилась бы, чтобы Соломон покаялся и вновь обратился к святому Храму Божьему, как когда-то и он помолился за чужестранку, пришедшую к нему издалека (3 Царств 8:41-43).
И нам, конечно же, также важно изучать эти принципы веры и твердо держаться их. Ибо никто из нас не может уберечься от вещей, которые увели Соломона от Бога. Он был богат и умножал эти богатства «себе» (несмотря на повеление во Второзаконии 17:17); он совершал и другие запрещенные действия. Мудрость, данная ему Богом и казавшаяся такой дальновидной и полезной для других, оказалась беспомощной в его собственной жизни. Тот самый человек, который, будучи вдохновлен, советовал нам усердно хранить наше сердце, «потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23), потерял свое собственное сердце в битве за жизнь вечную. Интересно, осознал ли Соломон, что натворил, перед своей смертью. И будет очень обидно, если царица Савская будет принята Господом на суде, а Соломон – отвергнут.
Мы должны «подвизаться добрым подвигом веры», чтобы завладеть жизнью вечной. Мы тоже пришли издалека, чтобы услышать Того, кто «больше Соломона». И, услышав его слова вечной жизни, поняв принципы истинного послушания, которое он показал своими жизнью и смертью, мы сейчас также приглашены следовать примеру его, будучи уверены, что он никогда не предаст нас и не оставит нас.
Теквин Морган (20.03.2005г.)