Вчера в 37-й главе книги Бытия мы прочитали о том, как Иосиф был вознесен до положения первенца в семье (1 Паралипоменон 5:1). Вероятно, скверный характер Рувима был не единственной причиной лишения его первородства. Возможно, Иаков в тайне хотел, чтобы первенец Рахили занял высочайшее положение в семье. Затем Иосиф – «человек, посланный Богом для сохранения жизни» (45:5) – был отвержен братьями, лишился своей одежды – символа священничества – и был оставлен умирать.
События 38-й главы Бытия описывают блудодеяние Иуды. Грех, совершенный им, хорошо подчеркивает духовное состояние всего народа Иудейского после отвержения ими Иисуса, прекрасным прообразом которого был Иосиф.
Сны Иосифа
Интересно поразмышлять над отношением братьев к снам Иосифа, рассказывающим о будущем (глава 37). Каково было мнение Иакова на этот счет? Никакого осуждения не последовало с его стороны после рассказа Иосифа о его первом сне. Очевидно, что отношение отца не изменилось и после интерпретации второго (ст.10)! Рахиль к тому времени была уже мертва, так как же все сны Иосифа могли стать реальностью? По правде говоря, они пока еще не исполнились! Внимательно исследуя повествование, вы увидите, что Иаков так и не поклонился своему сыну. Наоборот, вы обнаружите, что сам Иосиф, занимавший в то время высочайшее положение в государстве, кланяется перед отцом (46:29)! Во всем этом есть указание на будущее. Ибо, как сказано в 1 Коринфянам 15:28, Иисус поклонится перед Богом («и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всем»).
Итак, второй сон Иосифа является пророчеством о будущих временах. Только в Царстве Божьем мать Иосифа – народ Израильский – поклонится перед Иисусом, Который занимает гораздо более величественное положение, чем сам Иосиф. И всё это произойдет после славного воскрешения!
В яме
Об этом ужасном происшествии мы узнаем больше из слов братьев, произнесенных аж через двадцать лет, чем из самого повествования. В главе 42:21 Рувим напоминает совершённое братьями (вопреки его совету), и как были проигнорированы мучения Иосифа (37:25). Мы не можем пробежать глазами описание этих событий и не задуматься о мучениях нашего Господа. В ежедневных чтениях из книги Псалтирь мы читаем о Его душевных страданиях перед чудесным избавлением из «ямы» смерти. И всё это напоминает нам о том, что и Он был искушен во всем, подобно каждому из нас. Он испытал сомнения и страхи, но, благодаря Богу, Его вера оставалась непоколебимой. И символы помогают нам вспомнить сегодня, что однажды «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством».
Пролитая кровь
Выше мы уже упомянули разноцветную одежду. Использованное здесь еврейское слово означает «покрытие», и очень часто в Библии связано с одеждами первосвященников. Иосиф, как избранный (назначенный) первенец в семье, был удостоен чести исполнять обязанности священника в семье. И в заключительных стихах 37 главы мы замечаем презрение братьев, вызванное его заявлениями. Своими действиями – пролитием крови и пачканием ею священнических одежд – они показали свое полное невежество в познании путей Божьих и того, что Бог послал Иосифа для спасения их жизней. В один прекрасный день этот «спаситель» человечества получит власть и силу, пройдя через одиночество, страдания, боль и символическую смерть.
Они не могли даже подумать о его снисхождении и прощении годы спустя, в тот самый момент, когда осудили себя собственными же словами. Он позаботился о великой награде, даровав им лучшие земли, хотя получил от них только отвержение и зло. Такова любовь Божья, и Он явит ее Своим детям, евреям, после возвращения Христа.
Тем не менее, нам никогда не следует забывать того, что Бог проявляет Свои любовь и заботу по отношению к нам; хотя мы и не достойны всех милостей Божьих, но получили полное прощение чрез Иисуса, посланного для спасения наших жизней.
Никогда не оставлены
Как часто мы испытываем одиночество на пути, по которому Бог направил наши стопы? Иосиф испытывал то же самое! Давайте задумаемся над завтрашней главой и постараемся представить сердечные муки, испытываемые этим юношей, отправившимся в далекую страну, языка которой он не знал, и жители которой вряд ли могли бы стать его друзьями. Однако он не был оставлен! Ангел Господень сопровождал его повсюду, на каждом шагу!
Посмотрите главу 39, стихи: 2, 3, 5, 21 и 23. Господь был с Иосифом! Господь работал с ним, чтобы зло превратить в добро. Ангел Господень всегда был с Иосифом, даже в темнице; задумайтесь и об этом!
Презрение женщины
Я слышал мнение, что Потифар был снисходителен к Иосифу, потому что хорошо знал характер своей жены. Раб, обвиненный в попытке изнасилования (а так оно и казалось со стороны!) в те времена немедленно наказывался смертью! Но Иосиф избежал наказания, Потифар очень уважал его. Бог же, несомненно, держал под контролем ситуацию. Я же хочу подчеркнуть здесь молчание Иосифа. Иисус подобным же образом был ложно обвинен и, «как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:7).
Вознесен к славе
Далее Иосиф проводит три года в темнице, прежде чем в его жизни происходит следующее примечательное событие. В конце концов, в присутствии царя еврейский раб истолковывает его сон. Далее следует совет фараону, как следует поступить! В результате этого фараон осознает, что Иосиф сам является подходящим человеком, в руки которого можно доверить спасение всей страны. Посмотрите, какие великие полномочия были переданы Иосифу этим могущественным правителем. Во-первых, «ты будешь над домом моим» (41:40). Человек, посланный для спасения жизни, поставлен правителем над всем владением царя. Только престолом отныне фараон будет выше Иосифа, следовательно, тот будет ездить на второй колеснице в государстве (и снова мы видим, что Иисус будет всегда подчинен Своему Отцу). Более того, теперь Иосиф начинает приготовления для спасения всего мира от голода. В точности, как Иисус. И в заключение, человек, у которого было отобрано священническое одеяние и вымарано кровью, теперь облачен в льняные одежды, и золотая цепь водружена на его шею. Насколько подходящий прообраз того, что произойдет с Иисусом!
Языческая невеста
Далее мы должны заметить тот факт, что человек, посланный для спасения жизни, получил в жену Асенефу, дочь священника. Он женился на языческой девушке. Она родила ему детей. Давайте обратим внимание на великие благословения, дарованные детям. Об этом сказано так: «Да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама…». В этом и наше величайшее благословение: мы – дети языческих матерей, но сейчас присоединились к семье Авраама; и Ангел, избавивший Иакова, день за днем находится рядом с нами, как он был вместе с Иосифом.
Майкл Райли (23.01.2005г.)