Отрывок для чтения: 1-е Петра 2.
Первое Послание Петра было написано во времена императора Нерона, одного из самых жестоких гонителей Христианства. Это был явный сумасброд, склонный к зверским и отвратительным поступкам. Его изобретательность в придумывании всевозможных мучений для своих жертв не знала границ. В 64 г. н.э. Рим опустошил страшный пожар. Прошел слух о том, что это Нерон приказал поджечь Рим, а на его месте выстроить новый, более прекрасный город. Чтобы снять с себя подозрения, Нерон обвинил в поджоге христиан и приказал жестоко расправиться с ними. Были приняты соответствующие законы, и христианские церкви были загнаны в подполье.
Пётр предупреждал о грядущем «огненном искушении» и здесь же успокаивал верующих следующими словами: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петра 4:13).
Поэтому, ко времени наступления этого «искушения», церковь была уже готова к любому повороту событий. Нечеловеческое варварство императора не сломило веры наших первых братьев и сестер, но наоборот, по промыслу Божьему, стало одной из причин быстрого распространения Евангелия по всей территории Римской империи.
В 66 г. н.э. разразилась иудейская война, на подавление которой Нерон послал опытного военачальника Веспасиана, а это привело к разрушению храма и появлению новой волны гонений на христианство. Как мы видим, наступление на христиан шло по нарастающей, и многие верующие принимали мучительную смерть.
Поэтому неудивительно, на фоне этого, что основной темой Посланий Петра был вопрос о том, как вынести эти страдания.
Апостол Пётр в них уже совсем не тот Пётр, которого мы видели в Евангелиях. Там он – простой рыбак, избранный на апостольство Иисусом, часто неуравновешенный и импульсивный. Теперь этот зрелый муж, способный оказывать огромное влияние на братьев и сестер.
Господь смог увидеть потенциальные возможности Петра, которые не были так очевидны для всех во время его избрания, и это – его сильная вера и способность увлечь и вести за собой людей. А как насчет наших скрытых возможностей? Даем ли мы им развитие после нашего крещения?
Пётр был свидетелем смерти, воскрешения и вознесения Христа. После смерти своего любимого Учителя апостол не раз рисковал жизнью и был на волосок от гибели. Всё это сделало из него совершенно другого человека: закаленного в вере, с железной волей, способного возглавить первую церковь и указать на неправильное поведение отдельных ее членов, как, например, в случае с Ананией и Сапфирой (Деяния 5). Поэтому и неудивительно последнее напутствие Христа, обращенное к нему: «Паси агнцев Моих…», и опять: «Паси овец Моих» (Иоанн 21:15-17). Здесь – уверенность Христа в Петре, Его провидение того, что Пётр станет истинным и верным апостолом (хотя и не во всем идеальным; вспомним порицание его Павлом – см. Галатам 2:11).
У Матфея 16:16 Пётр свидетельствует о твердом исповедании своей веры: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». И на что Иисус возвещает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою… и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (стихи 17-19). Именно эти богодухновенные слова легли в основании самой первой церкви.
Что открыл этими ключами Пётр? А открыл он тайну Камня (т.е. Христа), на основании Которого и начала возрастать церковь. Он возвестил, что славе и величию предшествуют страдания, а не наоборот.
Иисус не раз старался довести до слуха Своих учеников эти два важных аспекта Его служения. Например, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матфей 16:21). Затем, шесть дней спустя, Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса, и вновь они не поняли, что крест должен предшествовать величию, что явно видно из реакции Петра: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Матфей 17:4). В этом и ошибка. Существует только одна куща, только один ковчег, только один путь – и это наш Господь Иисус Христос, Которого мы и вспоминаем сегодня. Его должно было претерпеть смерть – идеальному агнцу, принесенному в жертву во уничтожение греха и смерти.
Лишь после Его воскресения и из Его последних бесед с ними поняли, наконец, Его ученики эти два важных аспекта Его служения. Сначала – страдание, и затем – приход во всем Его величии в качестве Царя, о чем им было возвещено через Ангела, когда они видели Господа, возносившегося на небо: «Сей Иисус… небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).
Неудивительно, поэтому, что после этих откровений в своих посланиях, и особенно в первом, Пётр делает особое ударение на страданиях Христа:
«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петра 2:21).
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши» (1 Петра 3:18).
«Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью» (1 Петра 4:1);
«…но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (стих 13).
Сегодня мы вспоминаем жертву и страдания Христовы. Дорога к славе и величию очень узка и полна испытаний, а подчас и страданий. Бог знает все наши прегрешения и знает, как с нами поступить, подвергнув испытанию, чтобы содействовать духовному росту. А мы должны всегда помнить, что все опасности и невзгоды, встречающиеся на жизненном пути, можно эффективно преодолеть через знание Его слова. Именно оно дает нам силы следовать по стопам нашего Учителя.
Сегодняшнее чтение (1 Петра 2) говорит о рождении верующих. Мы возрождены (1 Петра 1:12) к новой жизни, подобно зерну, брошенному на землю. Однако эта земля должна быть приготовлена, дабы никакие сорняки не препятствовали прорастанию зерна. А сорняки эти суть (2:1) злоба, всякое коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие. Всё это должно быть удалено из почвы, то есть из нашей жизни, чтобы не препятствовать росту зерна, то есть нашей веры. Это требует целенаправленных усилий по обузданию желаний и деяний нашей плотской натуры.
Наше зерно, подобно младенцу, нуждается в духовном «чистом, словесном молоке» (2:2), и это молоко – слово Божье. Мы должны ежедневно изучать его, размышлять над ним, впитывать его, чтобы в дальнейшем быть готовыми к восприятию твердой пищи (Евреям 5:13,14). Мы не можем просто остановиться в какой-либо момент и почивать на лаврах: если не будем возрастать в познании Истины, то обязательно покатимся назад – третьего не надо!
В четвертом стихе об Иисусе говорится, как о «человеками отверженном». У Луки 9:22 Иисус говорит ученикам, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами». И у Петра мы читаем далее: «но Богом избранному, драгоценному». И вот шестой стих гласит: «Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный». Как можно заметить, Божье утверждение находится в полной противоположности человеческому. Иисус явил Собой идеальное смирение (перед волей Отца) и праведность. Он есть краеугольный камень «храма Бога Живого» (2 Коринфянам 6:16). Он жив и сегодня и наблюдает за нами с небес (1 Петра 2:25). Мы – «живые камни», устрояющие «из себя дом духовный» (2:5). Чтобы стать и быть таковыми, мы должны соответствовать образцу, оставленному нам Иисусом, и «приносить духовные жертвы» (стих 5).
Много жертв было принесено еврейским народом согласно закону Моисееву, но их кровь не могла уничтожить грех и смерть. Только «драгоценная Кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1:19) смогла сделать это. Кровь необходима для жизни, и кровь Христа дарует эту жизнь. Она была пролита на алтарь служения Богу. Об этом и свидетельствуют символы, стоящие перед нами. Время возвращения Христа уже близко. Мы – «род избранный» (1 Петра 2:9), Его сокровище, Его семя. Поэтому, давайте не прекращать приносить Ему наши духовные жертвы – время, энтузиазм и материальные блага, посвящая всю нашу жизнь Богу. Лишь при этом скоро, по Его милости, мы наследуем и Царство, приготовленное для нас.
Алан Эшман (12.12.2004г.)