Зайдите в любой магазин, и вы обнаружите, насколько популярны издания, повествующие о жизни богатых и могучих мира сего. Иногда их биографии написаны независимыми обозревателями. Однако другие составлены из писем и дневников, написанных самим персонажем. И, вместо простого пересказа событий, эти истории помогают нам понять, что происходило в их разуме.
Нам никогда не нужно забывать о том факте, что новозаветные послания являются обычными письмами. Они были написаны заостренной тростниковой палочкой; в качестве чернил использовалась смесь сажи, воды и смолы. Авторы посланий даже не догадывались о том, что, спустя две тысячи лет, множество верующих будет извлекать наставления из написанных ими слов.
Так обстоит дело с двумя короткими посланиями Иоанна. Оба они являются личными посланиями, по размеру как раз вмещающимися на одну стандартную страницу папируса. Однажды комментатор подчеркнул: «Пророки Божьи никогда не были озабочены жизненными мелочами».
Что за трогательное заявление! Послания всегда проливали людям свет на мир, частью которого они не могли быть. Несомненно, Бог намеренно сохранил письма Иоанна для нашего блага. Они помогают нам увидеть вопросы, которые волновали наших братьев и сестер в те далекие времена, а также лучше понять, какую роль в их жизни играл Бог.
На что бы вы первым делом обратили внимание, взяв в руки послание? Наверняка, сперва вы посмотрели бы, кто является его автором, кому оно было адресовано, и что вам еще известно об этих людях. Да, еще кое-что мы сразу можем сказать об этих двух посланиях. Во-первых, они приблизительно равны по объему. Подпись довольно проста – «старец». И в обоих случаях они адресованы людям, на которых, по-видимому, произвели большой эффект.
Из книги Деяний нам известно, что Павел и Варнава поставили «старейшин» для руководства поместных экклесий в различных городах. Однако и само послание написано Старцем! Вполне возможно, что в те времена, когда Иоанн писал свои послания, он был единственным оставшимся в живых из двенадцати Апостолов, и поэтому он мог оказать значительное влияние. Он мог с реальным авторитетом написать слова поддержки и осуждения.
Второе послание адресовано «избранной госпоже». Нам неизвестно, была ли это экклесия в целом или конкретная сестра. Комментаторы разделились по этому вопросу. В любом случае, цель послания остается всё той же: в безбожные времена семья Христова должна расти в послушании и любви.
Интересно отметить радость Иоанна оттого, что «нашел из детей твоих, ходящих в истине» (стих 4). Отсюда мы можем заключить, что не все ходили в истине. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на негативном, Иоанн подчеркивает положительные моменты. Насколько легко нам порой подмечать недостатки и всё негативное вместо того, чтобы радоваться вместе с Ангелами каждому «кающемуся грешнику».
Какова была основная цель написания второго послания? Вероятно, существовала опасность оставления братьями и сестрами доктрин, преподанных Апостолами, и тенденция следовать за теми, кто учил лжи. О той же проблеме предупреждает и Петр, говоря о последних днях, когда насмешники будут спрашивать: «Где обетование пришествия Его?» (2 Петра 3:3,4). В частности Иоанн указывает на «обольстителей» (в некоторых переводах – «странствующих проповедников»), которые отвергали факт прихода Иисуса во плоти (стих 7). Иоанн понимал, насколько уязвима была «избранная госпожа и дети ее», в точности как и мы, если не находимся в постоянной готовности отразить нападки лжеучителей и обманщиков.
Вероятно, некоторые не почувствуют особой нужды в этом увещевании. Подобно «избранной госпоже», мы прилагаем все усилия, чтобы достичь понимания Бога, думая, что мы сильны. Однако всем нам нужно твердо стоять в том, чему мы были научены, чтобы хранить учение чистым и неповрежденным.
Предупреждение Иоанна состояло в том, чтобы они не позволяли всяким учителям приносить ложные идеи в их дом. Это была большая проблема для верующих в те времена. Если лжеучителя могли появиться в любую минуту без предварительного уведомления, то как верующие могли разобраться, приносят ли они истинное Евангелие?
Одну интересную мысль мы находим в третьем послании: оно обращено к экклесии, в которой был человек, убеждавший всех в том, что только ему позволено решать, кого экклесия должна принимать, а кого – нет. Иоанн обратился за помощью к Гаию, направив свое послание ему лично, ибо Диотреф являлся настолько деспотичным, что это был единственно возможный путь для письма достичь экклесии. И Иоанн не доверился обычной почте – он вручил свое обращение надежному посланнику – Димитрию.
Иоанн хвалит Гаия за его гостеприимство и поддержку всех, проповедующих истину: «Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» (стих 5).
Здесь мы видим настоящую любовь в действии, как должно быть и в нашем сообществе. Величайшее служение – поддерживать тех, кто идет проповедовать в окружающем мире, и более того – в этом могут принимать участие абсолютно все! Можно назвать многих братьев и сестер, которые открывали двери своих домов, принимая у себя миссионеров, помогая им в работе, даже если порой это требовало значительных затрат с их стороны. Они являются великим примером для других, как указывает Иоанн. И здесь же напоминается нам, что «мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками (соработниками) истине» (стих 8).
Основное предупреждение в этом послании состоит в том, что даже один человек в экклесии может навлечь много неприятностей, если много возомнит о себе. Второе послание не похоже на третье, – здесь мы видим «избранную госпожу», делающую всё возможное, чтобы побуждать своих детей ходить в истине. Однако в третьем послании человек делает всё возможное, чтобы заставить верующих следовать за собой! Осознавал ли Диотреф, какое пагубное влияние он оказывает на общину? Понимал ли он, что его поведение очень далеко от позиции Христа? Он любил «быть первым». В нем было много гордости и весьма мало смирения.
Такие Диотрефы пагубны для общин из-за своего отношения ко всему, которое можно назвать так: «Я знаю, как будет лучше!» Он навязывал свои идеи другим. Греческое слово, использованное при описании таковых, подразумевает идею «кипящего котла», полного овощей. Какое хорошее сравнение! Много суеты, но в результате – никакого движения вперед, ибо все свои силы человек тратит на то, чтобы указывать окружающим, что они должны делать.
Нам нужно быть очень осторожными, чтобы вовремя заметить проблеск подобного поведения в себе. Помните, что всё может начаться с щепотки гордости, и прежде чем мы осознаем, как далеко зашли, наше поведение станет разрушительным. Подход, избранный Иоанном, очень интересен.
Оба послания дают нам некоторое представление о реальной жизни и особенностях характера как автора, так и тех людей, к которым они были обращены. Они были нашими братьями и сестрами, также старались жить и проповедовать истину в трудные времена, когда множество лжеучений было в окружающем мире, когда общины нуждались в сильном руководстве любящего и заботливого Пастыря. Совсем не обремененные жизненными мелочами, они наполнены истиной в действии. Ибо только живая вера имеет настоящую ценность.
Концовка обоих посланий не вызывает сомнений, что Иоанн желал бы лучше обсудить проблемы «лицом к лицу» вместо того, чтобы обсуждать их «на бумаге». Письмо никогда не сравнится с настоящим объятием или рукопожатием – возможностью выразить глубину своей любви к семье Христовой «во плоти».
Господь, в ожидании Которого мы все находимся сейчас, оставил для нас подтверждение Его авторитета и в то же время – любви к Своей семье. Он доказал Свою силу руководства и смирение для послушания воле Отца. Иоанн хотел увидеться и поговорить с братьями лицом к лицу. В случае с нашим Учителем, мы знаем о Его великом желании вернуться к нам, и «узрит Его всякое око».
Мы ожидаем этого дня и молим, чтобы во времена ожидания нам не ожесточить своих сердец, принимать советы из посланий мудрого старца и продолжать проявлять свою любовь через послушание, в точности как поступал Сам Иисус.
Майкл Робертс (19.12.2004г.)