Главы 35 и 36 книги Иова воспроизводят речь Елиуя, который, по мере слушания дебатов между Иовом и его тремя друзьями, уже еле сдерживает себя, видя, как обе стороны так и не могут придти ни к какому удовлетворительному результату. Елиуй, как самый молодой из всех, полагает, что он в состоянии видеть ошибки старших, и собирается вступить в разговор вместо Бога, Которого призывает Иов.
Как нам рассматривать вмешательство Елиуя? Действительно ли он говорит истину Божью, как сам утверждает, или следует за ошибками трех друзей Иова? В виду отличия между Елиуем и ими, которое видно из последних слов Бога, мы вправе заключить, что речь его в некоторой степени ближе к истине, чем их слова. Он не причислен к тем, которые «говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:7). То, что говорит Елиуй, похоже, не раздражает Бога и действительно свидетельствует о его проникновении в суть Его дел.
Елиуй говорит Иову: «Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?» (35:3). Вот действительно тема для глубокого разговора, о которой и пойдет сегодня у нас речь. Вопрос этот можно поставить и по-другому, а именно: Есть ли какая выгода в служении Всемогущему? Пророк Малахия говорит о том же, столетие спустя: «Вы говорите: ‘тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа…’» (3:14).
Что мы приобретаем, живя жизнью, посвященной Богу?
Находясь на пределе своего отчаяния, Иов восклицает: «Всё одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (9:22). Подчас и нас посещают подобные мысли. Когда всевозможные беды и несчастья встают на нашем пути, затрагивая нашу жизнь в Истине, отношение между родными и близкими людьми, работу или здоровье, – мы испытываем давление обстоятельств, подобно Иову. И это тем более невыносимо, когда мы видим процветание людей неверующих, людей, совершенно далеких от Бога. В подобные моменты нам особо нужны молитва и размышления о терпении людей, подобных Иову, ну и, конечно, о примере Самого Господа.
Большую помощь здесь приносят слова утешения и ободрения братьев и сестер. Это, правда, напоминает об уязвимости тех наших братьев и сестер, которые живут в одиночестве и изолированности от других. Но и здесь доброе слово по телефону или письмо на бумаге, либо отправленное по электронной почте, со словами утешения оказывают большую помощь и поддержку. Подобное общение связывает воедино братьев и сестер в различных частях света; такое объединение можно назвать «виртуальной мировой экклесией».
Что можно почерпнуть из новозаветных чтений, чтобы стать терпеливее?
В книге Откровение повествуется о распространении Истины в политическом мире в течение последних 2000 лет. Глава 12 описывает состояние экклесий в четвертом веке. Константин Великий возглавил языческую Римскую империю, описанную в Откровении как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим» (12:3). Он победил язычество и обратил империю в христианство, превратив многие языческие верования и обычаи в «христианские». Так произошло величайшее отступление от Истины.
Новая политико-религиозная организация – названная «зверем» – подобно магниту увлекла многих братьев и сестер; оставив Истину, они прельстились новыми титулами и званиями. Так исполнилось предсказание Павла о том, что «из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деяния 20:30). Однако Бог не перестал заботиться об остатке первоначально чистых экклесий (Откровение 12:14), которые на протяжении многих веков подвергались нападкам со стороны «зверя». «И дано было ему (зверю) вести войну со святыми и победить их» (Откровение 13:7). Если оглянемся назад, вспомнив жесточайшие преследования и страдания наших братьев и сестер в течение многих веков, то мы увидим, как эти удивительные пророчества в точности исполнились. И всё это еще раз убеждает нас в том, что Божий план, стремительно развиваясь, спешит к своему завершению, – возвращению Иисуса.
Для поддержки и утешения святых, живших в те далекие времена, в следующей главе нам показана картина искупленных в Царстве. «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными…» (Откровение 14:1,3).
Размышляя над словами Елиуя, мы часто задаемся вопросом: «Какой смысл в том, чтобы прожить жизнь, полностью посвятив ее на служение Богу?» Сейчас мы можем только гадать, представляя себе картину славного небесного Царства. Чудесные перспективы станут реальностью для тех, кто посвятил свои жизни в терпении и надежде Всемогущему Богу и Его Сыну.
Если мы вернемся к главам книги Иова, Елиуй продолжает: «Если ты праведен, что даешь Ему (Богу)? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому» (Иов 35:7,8).
Другими словами, Елиуй спрашивает: ‘Какой смысл в служении Богу, если Его совершенно не интересует, ведем мы праведную жизнь или грешим?’ Эти слова Елиуя являются отражением сказанного ранее Елифазом: «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (22:3).
Описывая Бога таким образом, Елиуй подрывает чувство любви верующего к своему Создателю. Мы верим, что Богу совсем небезразлично поведение и страдания Своего народа, и мы можем доставить удовольствие Ему. Псалмопевец говорит: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (146:11). Несомненная истина – великий Творец не нуждается материально и не станет изменять Своих планов в зависимости о того, грешит человек или слушается Его. Но, с другой стороны, Он не так далек от нас, чтобы совершенно не вникать в людские дела. Наоборот, как видно из книги Откровения, Его план целиком посвящен искуплению людей и устранению греха и его последствий с земли. Псалмопевец говорит: «Бог – судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий» (7:12). И снова: «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Исаия 48:17).
Елиуй и трое его друзей не могли до конца понять путей Божьих. Бог для них был где-то далеко, Он вознаграждал благочестивых и наказывал грешников согласно тяжести совершаемых ими грехов. В отличие от них, Иов стремился к более полному познанию Бога. Он говорил: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото» (23:10).
Наши познания Писаний открывают нам глубину Божьей любви, особенно ярко выраженной в жизни Его Сына, Которого мы вспоминаем сегодня. Мы всегда помним Его заверение: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лука 12:32). В Писаниях часто подчеркивается отцовство Бога: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Псалом 102:13,14).
Значит, ответить на вопрос Елиуя можно так: Богу, как нашему Отцу, совершенно не безразлично происходящее с нами. Символы указывают нам на великую цену, уплаченную Им для того, чтобы привести многих сынов к славе, и что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся…» (Лука 15:7).
Еще раз, собравшись вокруг символов смерти Христа, мы вспоминаем, что это Он «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2).
Нет другого пути и для нас, переносящих всю тяжесть и дневной зной, пока нечестивые процветают. Под руководством могучей руки Господа этот мир быстро продвигается к своему концу, и ею Бог освободит верных, пригласив их войти в приготовленное для них Царство.
Мы молимся, чтобы 2005 год стал годом возвращения нашего Господа!
Филипп Уайт (26.12.2004г.)