Лука начинает свой отсчет служения Господа с рассказа о том, что произошло, когда Иисус вернулся в Галилею и в Его родной город Назарет. Это действие является далеко не первым в Его служении, потому что из другого Евангелия мы узнаём, что Иисус вернулся в Галилею только после того, как двенадцать месяцев проповедовал в Иудее. Следовательно, у Луки была причина, по которой он выдвигает это событие на первый план, и мы должны выяснить, какую же цель он преследовал.
Детали происшествия всем хорошо известны. По прибытии в Назарет Иисус посетил синагогу. Лука объясняет, что так Он поступал всякий раз. Возможно, эта привычка была приобретена Им с ранних лет, но также Иисус наверняка желал находиться среди Своих земляков, присоединяясь к ним в служении Богу и изучая Его слово. Когда Он вошел в синагогу, Ему подали свиток с книгой Исаии, и Иисус прочитал порцию, предназначенную на тот день. Отрывок из 61-ой главы Исаии показывает цель служения Иисуса и объясняет, почему Лука был воодушевлен выбрать именно это событие для начала своего отсчета:
«Господь… помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето (год) Господне благоприятное» (Лука 4:18,19).
В этом отрывке благодаря повторению слов и фраз подчеркиваются два основных момента в служении Христа: Бог избрал Иисуса, чтобы «благовествовать» и «исцелять сокрушенных сердцем». Возможно, читая описания служения Иисуса, мы будем склонны разделять эти два действия. Мы говорим о Его чудесах исцеления, а затем о Его проповедовании – прямо либо в притче – так, как будто нет никакой связи между этими двумя; но отрывок из Исаии связывает их воедино. Пророк использует три фразы относительно проповедования: «благовествовать нищим», «проповедовать пленным освобождение» и «проповедовать лето (год) Господне благоприятное». Он также использует и три фразы относительно исцеления: «исцелять сокрушенных сердцем», даровать «слепым прозрение», «отпустить измученных на свободу». Эти выражения переплетаются, показывая, что целью проповедования евангелия является исцеление измученных, слепых и сокрушенных сердцем.
Поэтому Иисус являлся как Учителем, так и Целителем, и, вне всяких сомнений, так как Лука сам являлся доктором, Его очень заинтересовала способность Господа исцелять мужчин и женщин от их физических недугов и умственных расстройств.
Такая же связь между учением и исцелением может быть найдена в писаниях Апостола Павла. Оставляя Тимофея в Эфесе, он проинструктировал его держаться «здравого учения», что буквально означает полезное, здоровое или чистое учение (1 Тимофею 1:10). Тит также был оставлен на Крите и «довершил недоконченное» (Титу 1:5). Здесь Павел использовал медицинское сравнение, чаще всего используемое в отношении сломанной конечности. На Крите не всё было в порядке, требовалось исцеление, поэтому Тит был послан для того, чтобы закончить работу, которую Павел начал своим проповедованием. Целью было окончательное выздоровление, духовное благополучие экклесий на Крите.
Вот в чем заключается работа евангелия, и именно этот аспект Лука выдвигает на первый план в своем докладе о служении Господа. Когда Иисуса критиковали за то, что Он ел и пил с мытарями и грешниками, Он сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лука 5:31,32). Добрые вести о Царствии Божьем и об имени Иисуса Христа способны исцелить мужчин и женщин от их болезней, – это очищающее и освежающее послание.
Следовательно, Лука записывает исцеления разных людей, которые приходили или были принесены к Господу. После инцидента в Назарете, например, Иисус отправился в Капернаум, где люди удивились Его проповедованию, «ибо слово Его было со властью» (4:32). И эта власть была немедленно продемонстрирована в исцелении человека, одержимого «нечистым духом», что явилось причиной провозглашения людьми: «Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (стих 36).
Позже к Иисусу приближается прокаженный, говоря: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (5:12). Этот человек также признал силу, которой обладал Господь Иисус – силу и власть учить и очищать. В результате сразу после этого эпизода «великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (стих 15). «Слушать и врачеваться» – заметьте, Лука снова делает акцент на двоякую работу.
Но в этой вступительной части евангелия от Луки самым отчетливым примером является, пожалуй, случай с человеком, который был парализован. Это произошло «в один день, когда Он учил» (5:17). Марк поясняет: «Слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие…» (Марк 2:1,2). Иисус вскоре был известен как могущественный проповедник, и множество народа стекалось, чтобы послушать Его учение. Среди толпы были фарисеи и книжники не только из городов и местечек Галилеи, но также и из отдаленных мест, таких как Иудея и Иерусалим. Комментируя их присутствие, Лука старается подчеркнуть: «Сила Господня являлась в исцелении [больных]». Эти вожди народа не видели связи между учением Господа и Его исцелением. Они, возможно, находились там лишь для того, чтобы поймать Его на слове, потому что как мог необразованный и несведущий странствующий проповедник – как они о нем думали – истолковывать закон Божий?
Благодаря парализованному человеку Иисус показал им, что Его учение всегда сопровождалось силой, и эти сила и власть Его слов и послание, которое Он нес, могли исцелить даже их! Постигнув это, они бы сразу уяснили, что они были так же парализованы и неподвижны в их способности понимать, как тело того бедного человека, верным друзьям которого они заслоняли путь к Иисусу. Но, несмотря на это, друзья подняли человека на крышу дома и затем спустили его к ногам Иисуса посредством отверстия, которое они сделали в крыше.
Когда тот человек был спущен через крышу, подобно тому как тело опускают в могилу, Иисус осознал преданность и решительность четырех друзей: «Прощаются тебе грехи твои» (Лука 5:20). Это действительно было могущественное заявление, слово очищения и исцеления. Если бы Иисус просто исцелил паралич этого человека, никакой реакции могло бы даже не последовать от тех людей с большим самомнением, потому что они бы не поверили, даже если бы при них произошло воскрешение человека. Это бы только подтвердило их уверенность в том, что Иисус был искусным шарлатаном. Возможно, они бы подумали, что этот случай был приготовлен заранее, и что человек тот был не более парализованным, чем они сами.
Но заявление о прощении грехов! Здесь возник другой вопрос, и иудейские доктора не могли пропустить это мимо ушей. Заметьте, что они были докторами закона, и всё же они не видели никакой связи между учением и исцелением. «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (стих 21), – сказали они. Вот когда у Иисуса появилась возможность объяснить происхождение Его власти: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань» (стих 24). Если бы они только знали, что они явились в тот день свидетелями символического погребения и воскрешения. Тот человек был «спущен» и, после слов Иисуса, «встал перед ними… и пошел в дом свой, славя Бога».
Та же сила могла исцелить и их. И слово евангелия не изменилось. Оно остается могущественным к спасению; оно по истине является словом силы. Всегда будут и такие, кто скажет Господу: «Почему Ты ешь и пьешь с мытарями и грешниками?» И Его ответ им останется неизменным: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Собираясь вокруг символов жертвы Господней, мы едим и пьем в память о великом Учителе и Целителе. Пока мы не признаем своей нужды в исцелении и очищении, работа Господа не принесет нам пользы. Слово Божье и замечательный пример Господа Иисуса всегда присутствуют для того, чтобы исцелять: «Если исповедуем грехи наши, то Он (Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
Майкл Аштон (12.09.2004г.)