Библейские проповеди
Рожденный от воды и духа (Ев. от Иоанна, гл.3)
11.04.2004

По мере изучения Писаний, мы часто встречаем так называемые библейские двустишия: жизнь и смерть, милость и истина, вера и дела, ад и рай. В нашей сегодняшней главе мы можем встретить, наверное, самое известное, когда Господь Иисус говорит Никодиму: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанн 3:5).

Рассуждать о рождении от Духа мы будем довольно осторожно, чтобы не создалось впечатление, что мы поддерживаем довольно распространенную в наши дни идею об обладании дарами Святого Духа. Но Иисус закладывает здесь фундаментальное требование к апостолам, так давайте постараемся понять, что Он имел в виду.

Вода является жизненно важным компонентом жизни. Без нее тело человека, в значительной степени состоящее из воды, быстро умирает. Неудивительно, поэтому, что вода важна и в намерении Божьем. В Писании вода часто ассоциируется с большими переменами. Во времена Ноя Бог использовал воду для разрушения и уничтожения мира. За исключением семьи Ноя и животных, находившихся вместе с ним в ковчеге, всё живое умерло от воды. Когда дети Израилевы покидали Египет, они должны были пересечь воды Чермного моря, затем эта же вода погубила фараона и его армию. И снова Израильтяне пересекали воды Иордана, входя в Обетованную землю. Во всех этих примерах, как буквально, так и символически, вода была той границей, через которую люди проходили, оставляя прежнюю жизнь и через смерть обретали новую. То же самое было верно и для нас, когда все мы проходили через воды крещения. Павел в Послании Римлянам (глава 6) говорит о распятии ветхого человека и хождении в новой жизни, символически умерев и воскреснув к ней. Именно в этом смысле мы понимаем рождение от воды. Опасность, однако, заключается в том, что мы воспринимаем крещение как конец наших стараний. Мы прошли необходимую подготовку перед крещением, изучали Евангелие и поняли его, раскаялись в совершенных грехах и осознали необходимость спасительной работы Христа, а затем были погребены вместе с Ним в водах крещения. Что же еще требуется от нас? Именно здесь и встает перед нами необходимость быть рожденным от духа.

В описании о сотворении мира нам сказано, что Бог создал человека из праха земного. Но тело поначалу было безжизненным. Богу потребовалось вдохнуть в его ноздри дыхание жизни, чтобы безжизненное тело стало душою живою. Дух Божий был необходим для возникновения жизни. Это же верно и по отношению к человеку, принимающему крещение – доколе не будет присутствовать духа Божьего (даже если мы и имеем необходимые знания), в нем не будет духовной жизни. Павел говорит: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римлянам 8:2). Этот дух жизни противопоставлен плоти. Другими словами, «…живущие не по плоти, но по духу… Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир… вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (стихи 4-9). Апостол беспокоится здесь о том, что движет жизнью человека. Будут ли это плотские вещи, как жадность, гордость, жажда власти, самовозвышение, материальные вещи – большие или малые? Либо это божественные характеристики, такие как мир, радость, долготерпение?

Никодим, будучи сам учителем Закона, также интересовался этими двумя элементами – водой и духом. Иезекииль, один из Израильских пророков, говоря о воссоединении Израиля, однажды упомянул окропление и очищение водой. За этим последовали такие слова: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам…» (Иезекииль 36:25,26). Итак, здесь присутствуют, как внешняя перемена, так и внутреннее превращение.

В нашей речи мы используем слово «дух» в разных случаях. Мы говорим о духе времени, имея в виду идеи и стремления людей в наши дни. Можно также сказать о духе, в котором прошел футбольный матч. Он может быть, например, дружественным, агрессивным или спортивным. Дух делового соглашения может быть честным или предательским, лживым. Можно также говорить и о «духе» мыслей, высказываний или действий. Следовательно, тот дух, в котором мы должны родиться как христиане, – это дух, определяющий нас самих. Это взаимоотношение с Богом и с Господом Иисусом.

Павел в Послании Римлянам 8:23 говорит о тех, кто имеет «начаток Духа». Что это за начатки, первые плоды? Он перечисляет их для нас в Послании Галатам: любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта, вера, кротость и сдержанность. Если мы были рождены от духа, мы должны «взращивать» в себе эти плоды. Вскоре мы с вами разделим друг с другом хлеб и вино, давайте же при этом задумаемся о том, видят ли окружающие нас, что мы рождены от духа?

В Послании Филиппийцам 2:5 нам сказано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Мы знаем, что Господь Иисус был наделен Духом Святым без каких-либо ограничений, отсюда нам может быть интересно, как мы можем иметь разум Христа? Апостол приводит нам прекрасный пример плодов духа, когда говорит о человечности и служении Господа Иисуса. Где Он научился духу служения? Вне сомнений, что из Писаний, но также глядя на пример его матери и приемного отца. Достаточно прочитать одну лишь молитву Марии в Евангелии от Луки 1:46-55, и мы можем увидеть ее дух. Она осознала ту великую ответственность, которая теперь лежала на ней. «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией», – говорит Павел (Римлянам 8:27). Несомненно, Бог исследовал ее дух, перед тем как дать ей задание выносить и воспитать Его Сына. Что увидит Господь, если исследует наш дух? Помимо Господа есть еще один человек, который может ответить на этот вопрос, и это – мы сами, как Павел говорит в 1-ом Послании Коринфянам 2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» Ни один другой человек кроме нас самих не сможет узнать, что движет нас по жизни. Но апостол продолжает дальше и говорит: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».

Если мы не обладаем духовным разумом, который сконцентрирован на божественном, мы не сможем следовать примеру Господа Иисуса Христа. Очень важно осознать, что мы должны изменить свою жизнь, чтобы провозглашать в ней дух Христов. Каждому из нас необходимо исследовать мотивы нашей работы для Господа – является ли она добровольным служением, приносящим радость, либо мы выполняем ее с духом недовольства? Нам чем основываются наши отношения с братьями и сестрами: мы уважаем их, считая их лучше нас, либо мы чувствуем свое превосходство и пренебрежение по отношению к ним? Показываем ли мы дух Господа Иисуса Христа в наших отношениях к соседям, чтобы они могли увидеть, насколько мы отличаемся от других, и прославляли Того, Которому мы служим? Только в своих отношениях с другими мы можем показать, родились мы только от воды, или – от воды и духа. Пусть же каждый из нас исследует свой собственный дух, когда мы вкушаем хлеб и пригубляем вино в память об Иисусе.

Марк Баклер (11.04.2004г.)

Книги:  |

Комментарии закрыты.