В Послании Римлянам апостол Павел напоминает нам о том замечательном положении, которое мы занимаем. В прошлом мы были ветвями «дикой» маслины, но теперь через веру привились к ухоженной доброй маслине, чтобы разделить ее «тучность» и богатство (Римлянам 11:11-25). Если мы искушаемся своей гордыней и не приносим плоды, как должны, Божие предупреждение ясно: если Он не пожалел и отсек природные Израильские ветви, не приносившие плодов, чтобы привить нас, Он подобным же образом может повторить проделанное уже с нами, если мы покажем то же неверие, как и те природные ветви.
Слепота окутала Израиль только до времени, «пока войдет полное [число] язычников» (стих 25). Как только Бог завершит Свою работу по призванию избранных из язычников, глаза Израиля будут открыты, чтобы увидеть своего Мессию во всей Его славе. Нам остается только представлять эту замечательную картину, когда суд над Израилем будет завершен, а Христос со святыми займут их положение. Павел пишет:
«Если же падение их (израильтян) – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их!» (стих 12). По Божьей милости мы будем причастниками этой «полноты», когда соединимся с Христом в Его тысячелетнем правлении.
Павел заявляет ранее (стихи 1-10), что наше призвание стало возможным по милости, а наше спасение – благодаря вере, а не делам. Нужно всегда это помнить: призвание и спасение не было заслужено каким-либо действием или поступком с нашей стороны. В своем письме Тимофею Павел пишет:
«…(Бога) спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тимофею 1:9).
Никакой поступок с нашей стороны не может сделать нас достойными спасения. Эту ошибку совершали многие иудейские христиане в первом веке. Они думали, что соблюдением строгих постановлений Моисеева закона они могут стать праведными. Наш Господь Иисус довольно выразительно подчеркивал, что никто не может заработать себе праведность!
«Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: ‘мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать’» (Лука 17:10).
Хотя мы понимаем, что спасение невозможно заработать, существуют некоторые вещи, которые необходимо исполнять, чтобы угодить нашему Учителю. В только что процитированном отрывке из Евангелия от Луки Иисус сказал: «Когда исполните всё повеленное вам…». Значит, существуют определенные вещи, которые нам повелено исполнять, и для нас самих жизненно важно исполнять их! Большинство из нас помнят суть послания Иакова, что нам необходимо быть «исполнителями слова», а не «слушателями» только (Иаков 1:22,25). Здесь вера и дела идут рука об руку (Иаков 2:14-26).
Наша вера – это не абстрактный интеллектуальный процесс, протекающий исключительно в нашем разуме. Перемена, происходящая в нашем мышлении по мере знакомства с Господом Иисусом и Его заповедями, должна отражаться на нашем поведении и нашей речи. Именно на это обращает внимание апостол Павел далее в своем Послании, в 12-ой главе, приводя множество примеров в главах 13-15.
Павел увещевает нас: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римлянам 12:2). Здесь говорится об изменении образа жизни посредством перемены образа мышления. Греческое слово, используемое здесь, – «метаморфоза». Это слово всегда используется для описания процесса превращения гусеницы в прекрасную разноцветную бабочку. Это помогает нам представить процесс, проходящий внутри нас. Нам повелено развивать в себе процесс мышления, который назван в Библии «духом Христовым». Подпитывая и взращивая в себе этот дух, мы будем вести новый образ жизни. И если, несмотря на все слабости, недостатки и падения мы будем всё больше становиться похожими на Господа Иисуса, тогда при Его возвращении, если Он найдет в нас искреннюю веру и в нашем образе поведение – некоторое отражение Его собственного, Он дарует нам чудесное тело, похожее на Его собственное.
Каким одним качеством мы сможем выразить дух нашего Господа Иисуса Христа? Самопожертвование – это характерная черта всей Его жизни. Он принес Себя в жертву, послушав Своего Отца; пошел на смерть, чтобы спасти тебя и меня. Именно такое отношение к другим Павел увещевает нас проявлять в своей жизни: «Представьте тела ваши в жертву живую» (стих 1); «преобразуйтесь обновлением ума вашего» (стих 2). Этот процесс подробно описан для нас в Послании Римлянам, главе 8:
«Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Римлянам 8:5,6).
«Дух» здесь – это разум Христов. Если мы стараемся помышлять и вести себя подобно Господу Иисусу, мы будем иметь жизнь и будем жить в мире с Богом. Мы знаем также, что разум и дух Христов был в полном согласии с духом и разумом Самого Бога. Далее апостол продолжает:
«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (стих 11).
Итак, если мы возвысим свой разум до уровня Божественного образа мышления, то и наш образ жизни станет ближе к Нему.
Это может показаться для нас невозможным. Как можно думать и вести себя подобно Господу Иисусу, подобно Самому Богу? Павел пишет римлянам: «Кто познал ум Господень?» (11:34). Действительно, это было бы невозможным, если бы не милость нашего Небесного Отца. В начале своего Послания экклесии в Коринфе Павел цитирует слова из пророчества Исаии (глава 40):
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим… мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным… Ибо, кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1Коринфянам 2:9-16).
Благодаря работе Святого Духа в первом веке, на страницах Писаний для нас описан сам дух Христов. Приближаясь таким образом к нашему небесному Отцу, мы будем развивать в себе Христа, Его образ мышления, Его дух самопожертвования. Дух внутри нас может быть далекой копией того, что мы видим во Христе на страницах Библии, но, несмотря на это, нужно стараться делать всё возможное, чтобы воспитывать разум Христа. Важный момент здесь в том, что, сделав всё возможное, мы по-прежнему должны считать себя недостойными слугами, нуждающимися в милости своего Господина. Даже когда наши силы истощатся, мы не станем праведными. Праведность приписывается нам через соединение с Христом.
В символах хлеба и вина мы разделяем смерть нашего Господа. В хлебе мы видим Его тело, символ жизни ради других, проведенной в послушании Своему Отцу. В вине мы видим новый завет, заключенный в Его крови, благодаря которой мы с уверенностью приближаемся к нашему небесному Отцу. Эта уверенность возникает не благодаря нашей праведности, но благодаря Его желанию прощать верующих в Него. В нашей ревностной молитве мы просим поддержки друг для друга, чтобы, объединившись, ободриться и стараться усерднее возрастать в духе Христа.
Шон Махер (01.02.2004г.)