Последние две главы Евангелия от Матфея описывают наиболее важные события в истории мира. Господь Иисус Христос, Который, исполнив Свое поприще, был предан смерти на кресте, восстал из мертвых, и Его увидела Мария (Иоанн 20:16). Это событие стало причиной того, что многие писатели воскликнули: «Именно в этот день зародилось Христианство».
Мария встретила «Учителя», как она назвала Его; это стало началом проповедования послания Евангелия. Это дает всем, кто является верующим, надежду на вечную жизнь и воскресение. Иисус был воскрешен для вечной жизни силой Его Отца. Мария увидела в Иисусе Того, Кто сможет дать бессмертие верующим в Него.
В те времена картина была несколько иной. Первосвященники и старейшины еврейского народа собрали совет против Иисуса, чтобы предать Его смерти. Они даже сговорились с Иудой, чтобы он предал Иисуса за 30 сребреников. Эти кусочки серебра, возможно, были Сирийскими «статирами» или Тирскими «тетрадрахмами». Они сговорились с Иудой предать Иисуса в такое время, когда Он не будет окружен толпой людей. Предательство Иуды совершило пророчество об Иисусе, записанное за 500 лет до этого Захарией. В главе 11 (стих 13) мы читаем: «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня. И взял Я тридцать сребреников, и бросил их в дом Господень для горшечника». Но, как и сказано точно в пророчестве, старейшины отказались положить тридцать сребреников, которые Иуда вернул им, обратно в казну, но решили купить поле горшечника, чтобы хоронить на нем странников. Именно на этом месте Иеремия предупреждал правителей, пророчествуя о разрушении Иерусалима из-за идолопоклонства народа (Иеремия 18, 19).
Иисус был предан Иудой и силой уведен солдатами в Иерусалим на суд Пилата, римского прокуратора. Пилат предложил людям выбор: «…кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?» (Матфей 27:17). Им было предоставлено выбрать между Вараввой («сын своего отца») и Иисусом, провозглашенным «Сыном Бога». Пилата принудили правители выбрать Варавву, а Иисус был предан на распятие.
На кресте Иисус видел, как исполняются слова, записанные в Псалмах: «И дали мне в пищу желчь» (Псалом 68:22); «делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий» (Псалом 20:19). Мы можем хорошо представить себе Иисуса, выкрикивающего в буквальном смысле слова: «Не оставляй меня, Господь, укрепи мои силы». Этот псалом священник цитировал, когда Иисус был на кресте: «Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: ‘Я – Божий Сын’» (Матфей 27:43).
И в ответ Бог сделал тьму над землею с шестого часа (полдень) до часа девятого (3 часа дня). В девятом часу Иисус умер. В Евангелии от Матфея записано: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфей 27:50,51). Я был заинтригован словами «завеса в храме разодралась сверху донизу». Как произошло, что Матфей был уверен в том, что завеса разодралась сверху донизу, а не снизу доверху, как будто кто-то стоял перед завесой, которая отделяла Святилище от Святого Святых. Однако мы помним, что один из священников должен был заходить в Храм дважды в день утром и вечером, чтобы зажечь светильники. Священник, заходящий в храм в 3:00, чтобы привести в порядок лампады, должен был увидеть, что завеса распалась, чтобы открыть пустоту. Слава над престолом милости исчезла, чтобы вернуться только вместе с Христом при Его пришествии с небес.
Матфей описал землетрясение, когда горы расселись и «могилы отрылись; многие святые восстали» (стих 52). Это должно было стать полной неожиданностью для тех, кто жил в то время в Иерусалиме. Отметьте для себя, что они появились после воскресения Иисуса, а не во время его смерти крестной, как мы можем предположить, когда читаем. Матфей говорит о том, что римский центурион, ставший свидетелем событий, воскликнул: «Действительно это был Сын Божий» (стих 54).
Воскресение других людей в это мгновение описано только Матфеем, но это дает основание тем, кто проживал в Иерусалиме, понять, что «воскресение из мертвых» возможно для всех верующих людей. Слово появляется в стихе 53, это слово – «emphanizo», означающее «быть видимым четко и ясно» для тех, кто видел, что человек воскрес для новой жизни. И снова именно Матфей рассказывает о том, что Иисус был похоронен в могиле, принадлежащей Иосифу из Аримафеи. В Евангелии от Иоанна написано, что с помощью Никодима Иосиф перенес тело Иисуса, завернул его в пелены, пропитанные миром и алоэ, затем похоронил его. Нам следует помнить, что Иосиф и Никодим, следуя закону Моисея, не могли есть Пасху, так как они были осквернены прикосновением к мертвому телу (Числа 9:6). Но для Иосифа и Никодима оказалось более важным позаботиться о теле Иисуса, чем исполнить закон Моисея.
Затем последовали три дня. Иисус в это время оставался в могиле. Разочарование Его учеников происшедшими событиями мы можем наблюдать на примере двух из них, совершающих путешествие к Эммаус. Когда они беседовали с «Незнакомцем», Который присоединился к ним в дороге, то сказали: «Мы верили в то, что именно он избавит Израиль» (Лука 24:21).
Однако фарисеи вспомнили то, о чем забыли ученики: «Мы помним, что сказал этот обманщик, когда был еще жив: через три дня Я воскресну» (Матфей 27:63). Чтобы удостовериться в том, что Он не воскреснет, они попросили у Пилата разрешения запечатать камень, находящийся перед могилой, чтобы никто не смог войти туда и украсть тело, провозгласив то, что Иисус воскрес из мертвых.
Матфей продолжает: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Матфей 28:1). Нам не говорится о том, кто была вторая Мария. Это могла быть Мария, мать Иакова (Марк 16:1). Они принести ароматы для умащения тела Иисуса. Последовал вопрос: ‘Кто откатил камень, закрывающий вход в пещеру?’ (стих 3). Затем, как сказал Матфей, произошло великое землетрясение, после которого Мария Магдалина и другая Мария обнаружили, что камень откатился в сторону. Неизвестный Ангел Господень поставил камень на место и сел на него. Стражи могилы были потрясены происходящим и стали как мертвые. Но для женщин у Ангела нашлись слова успокоения и объяснения: «Его (Иисуса) нет здесь, Он воскрес… идите и посмотрите на то место, где лежал Господь» (28:6).
Они быстро ушли, чтобы рассказать другим ученикам эту замечательную весть со страхом и радостью. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Мария Магдалина вернулась (Иоанн 20:11) и увидела двух Ангелов внутри гроба, одного у изголовья, другого – в ногах, на том месте, где был положен Иисус. Эта картина напоминает нам херувимов, охраняющих Престол Милости в скинии, построенной Моисеем. Сам Иисус Христос для нас является Престолом Милости, который один мог содействовать прощению наших грехов в жертву умилостивления (Римлянам 3:25).
Мария Магдалина была крайне удивлена, когда по голосу узнала Иисуса в человеке, которого вначале приняла за садовника. Он сказал лишь одно слово: «Мария» (Иоанн 20:16). Ее вера в воскрешение Христа стала фундаментальным камнем Христианства. Евангелие от Матфея заканчивается словами о том, что все другие ученики очень обрадовались, когда узнали от Марии и других женщин о воскрешении Господа.
Чтобы скрыть смущение от того, что могила оказалась пустой, правители приказали солдатам сказать, что тело Иисуса было украдено. Они заплатили им за эту ложь деньги, которые в то время ходили в употреблении у Иудеев (статиры или, может быть, тетрадрахмы).
Последней заповедью Иисуса ученикам было: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфей 28:19).
Сейчас, в наше время, мы вспоминаем Иисуса во время хлебопреломления. Он был единственным, Кто оставался послушным до смерти на кресте. И Бог воскресил Его из мертвых: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15:10).
Кейт Блейк (25.01.2004г.)