В двенадцатой главе Послания римлянам помимо других увещеваний апостол просит нас быть в «скорби терпеливыми» (стих 12). Использованное в оригинале слово, которое переведено в наших Библиях как «скорби», буквально означает «давление, довлеть». Метафорически под этим словом подразумевается горе, несчастье, притеснения и страдания.
Даже в нашей речи, мы иногда говорим, что проблемы, горе или несчастья внезапно «сваливаются» или «давят» на нас. Когда человек страдает, он будто находится зажатым в тисках, а ручка совершает один оборот за другим, сжимая его всё туже и туже. Перенося страдания, мы будто несем тяжелую ношу, которая давит нам на плечи. Неприятности сваливаются внезапно, как если бы нам на голову упала тяжелая наковальня, сокрушив и уничтожив нас.
Можно привести в пример множество примеров страданий. Наиболее распространенный случай в наше время, когда человек страдает от болезни. Болезнь может сильно подорвать наше здоровье и даже угрожать нашей жизни, либо жизни близкого нам человека. В этом случае можно сказать, что болезнь подкосила человека или «давит» на него.
Однако болезнь не является единственной формой переносимых нами страданий. Трудности всякого рода тоже приносят страдания: автомобильная авария и все последствия с ней связанные; проблемы в семье; непослушные дети; финансовые затруднения; проблемы в школе; проблемы во взаимоотношениях с братьями и сестрами. Нам приходится постоянно вести борьбу с плотью и миром, и это занятие довольно тяжелое. Оно приносит боль, страдания и сильно ранит. Все эти неприятности довлеют над нами и доставляют большие беспокойства и волнения. Они делают наше лицо печальным, заставляют плакать. И всё это касается каждого из нас. Вне зависимости от того, какая у нас жизнь, все люди страдают.
Истинно также и то, что всем бы хотелось жить без проблем и страданий. Если поразмышлять, в этом и состоит стремление многих. Мы стараемся устроить свою жизнь так, чтобы избежать всего негативного. Мы сторонимся страданий, избегаем неприятностей; стараемся двигаться по пути без выбоин и камней, без резких поворотов и крутых подъемов. Все желают двигаться по прекрасной дороге и иметь приятное путешествие. Никому не нравится толкотня, никто не желает тяжелой ноши, никто не хочет тесноты. Однако в реальности всегда всё иначе. Реальность такова, что наша жизнь изобилует неприятностями. Можно сказать, что в нашей жизни одна проблема сменяет другую. Мы стараемся решить одну проблему, и, кажется, жизнь после этого станет гораздо легче, но в результате получается наоборот. Никто не застрахован от трудностей и страданий.
В Библии об этом сказано так: «Не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:6,7). Человек рождается для страданий. Точно так же, как искры из костра устремляются вверх, и человек будет сталкиваться с трудностями. Возникающие в жизни каждого человека трудности и проблемы можно сравнить с травой, вырастающей из земли. Далее в книге Иова мы читаем: «Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (14:1). Даже если человек проживет 100 лет, можно сказать, что его жизнь коротка; и вся она пресыщена печалями.
Всё сказанное выше верно и по отношению к верующим. Это нужно уяснить с самого начала, потому что многие сейчас учат тому, что если человек принимает крещение, все его проблемы сразу же оставляют его, и в жизни больше не будет никаких неприятностей. Это не так. Такие идеи противоречат Священному Писанию. Вслушайтесь в слова Псалма: «И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (72:12-14). Перед нами псалмопевец, верующий человек, размышляющий о жизни нечестивых людей. Ему кажется, что нечестивые люди живут прекрасной жизнью: без проблем, без трудностей. «Однако взгляните на меня, – говорит он, – я страдаю каждый день, проблемы сыплются одна за другой». Так оно зачастую и происходит. Порой верующие страдают больше, чем неверующие, но у нас есть надежда на будущее. В книге Откровение сказано: «И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7:14). Истинно верующие люди описаны здесь как пришедшие от великой скорби. Великая скорбь – вот уготованное в жизни для нас, верующих.
Мы можем удивляться, задаваться вопросом: «почему?» Почему жизнь должна изобиловать столькими проблемами? Я могу привести две прямые причины и одну косвенную. Прежде всего, первая причина довольно проста – все мы являемся грешниками. Грех является причиной страданий. Прежде согрешения Адама, в мире не было болезней и смерти; не было трудностей, проблем, страданий. Но все эти вещи появились в мире вместе с возникновением греха. Самые первые трудности, о которых мы читаем в Библии, человек испытал сразу же после своего падения. Прочитайте слова Бога, обращенные к Адаму и Еве (Бытие 3:16-19). Здесь было начало несчастьям и страданиям.
Но это еще не всё. Мы, как верующие, испытываем большие неприятности не только по причине греха, но еще и из-за ненависти и преследованиям нечестивых. В Послании филиппийцам 1:29 мы читаем: «…потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». Бог дает нам не только веру в Иисуса Христа, но вместе с верой дает нам и жизнь, полную страданий. Если мы верны Христу и Его словам, мы будем стараться жить так, что это, несомненно, вызовет ненависть со стороны нечестивых. Верующие должны страдать ради Истины. Некоторые отказываются работать по воскресеньям, чтобы посещать собрания общины и совершать хлебопреломление. Верующий человек не должен произносить клятву и не должен проклинать других, по этой причине многие подвергаются насмешкам. Зачастую окружающие удивляются, почему мы не смеемся над грязными шутками и анекдотами. Верующий человек не должен лгать, обманывать и мошенничать, по этой причине мы зачастую остаемся в стороне, и люди отворачиваются от нас. Все эти вещи будут причиной для преследований и гонений. Если они преследовали и гнали Христа, они будут гнать и нас. Наши гонения являются восполнением страданий Христовых (Колоссянам 1:24). Здесь Павел говорит о том, что его страдания за экклесию восполняют недостаток страданий Христовых. Это же верно и по отношению к нам. Когда бы мы ни страдали ради Христа, мы участвуем в Его страданиях и восполняем их недостаток. В этом состоит вторая причина наших неприятностей.
Всякий, претерпевающий страдания, войдет во славу и возрадуется, когда новые небеса и новая земля придут. Мы читаем об этом в 1-ом Послании Петра 4:13. Страдали ли вы когда-нибудь ради Христа? Участвовали ли вы в Его страданиях? Тогда вашей наградой будет то, что вы разделите Его славу при наступлении нового неба и новой земли. С другой стороны, если вы никогда не претерпевали страданий ради Христа, если вы никогда не подвергались преследованиям, вы никогда не узнаете и не испытаете славы Христовой после Его возвращения. Слава Христова чудесна. В Откровении сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (21:4). Вы можете испытывать много боли сейчас, но, возлюбленные мои, когда Христос вернется, всякая слеза будет отерта с наших очей. Больше не будет печали, а только радость. Не будет смерти, а только жизнь.
Грядущая слава будет намного превосходить все страдания, переносимые нами в жизни сейчас (Римлянам 8:18). Иногда кажется, что мы страдаем слишком много. Я не хочу преуменьшить размер нашего несчастья и горя. В самом деле, многие из нас переносят невероятные страдания и испытывают ужасную боль, но всё равно, в сравнении с величием той грядущей славы, наши теперешние страдания – просто ничто. Они просто не могут с ней равняться. Как если бы мы сравнили теннисный мячик с солнцем. Оба этих предмета круглой, шаровидной формы, но они не могут равняться. Один – это просто мячик, которым мы играем. Другой предмет – это солнце, настолько огромное и яркое, невероятных размеров огненный шар, который использует Бог, чтобы давать земле свет и жизнь. Не стоит сравнивать теннисный мяч с солнцем, также и наши страдания не входят ни в какое сравнение с ожидающей нас славой.
По этим причинам, братья и сестры, не чуждайтесь испытаний. Не будьте унылы, когда у вас проблемы. Не ропщите, когда страдаете. Радуйтесь, благодарите Бога за них.
И сейчас, когда мы будем преломлять хлеб и пригубим вино, сделаем это, «…взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2).
Кевин Мэддокс (19.10.2003г.)