Мои дорогие братья и сестры, наше библейское чтение сегодня из Евангелия от Луки, глава 13, сразу приковывает наше внимание к первому стиху главы. В нем Иисусу противостоят некоторые из Его собственного народа, принесшие Ему трагическую весть о группе Галилеян, убитых по приказу Римского наместника в Иудее – Пилата.
Многие в Иудее были недовольны властью Рима, и это было лишь одно из многочисленных выступлений против римлян. Зачем Иудеи рассказали об этом Иисусу, Который, несомненно, уже знал об этом? Возможно, это был еще один удобный случай поймать Иисуса на слове и узнать Его мнение в отношении жестокости правления Пилата, и затем донести обо всем Римскому наместнику?
С какой легкостью Иисус мог бы критиковать политику Рима, но Он, зная человеческие сердца, отказался принять наживку. Вместо этого Он использовал их провокационный вопрос для выдвижения на первый план предупреждения, обращенного к собственному народу: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Это было сказано Иисусом Его современникам, но одновременно является и предупреждением всему человечеству, жившему во все времена. Чтобы глубже донести до них главную суть Своих слов, Иисус напоминает им о другом трагическом происшествии, стих 4: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
Определенно, была особая причина, по которой Иисус напомнил людям об этой второй трагедии. Он упомянул, что погибло восемнадцать человек. Поэтому не является случайным совпадением, что позднее, во время проповеди в синагоге, Он исцеляет женщину, имевшую «духа немощи» целых восемнадцать лет. Здесь присутствует явная связь с теми восемнадцатью погибшими в Силоаме. Иисус говорит нам, что все человечество погибнет, если не покается. А эта скрюченная болезнью женщина являла собой образ тех, кто возлагает свое упование на Иисуса и через это спасается от вечной смерти. Он давал надежду на вечную жизнь всем, кто приходил к Нему.
Давайте представим себе всю картину в целом. Иисус, Человек удивительного сострадания, видел ее немощь и связанные с этим страдания. Что Он делает? Он не подходит к ней, чтобы возложить на нее руки и явить еще одно чудо исцеления. Нет, наоборот, Он подзывает ее к Себе. С огромным трудом она медленно подходит к Нему и лишь затем получает исцеление. В этой женщине представлено все человечество, согнутое под тяжестью греха. Она не может поднять свои глаза к небу, задавленная тяжестью своей болезни. Иисус призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфей 11:28). Он не говорит о буквальном бремени жизни, но зовет к Себе всех тех, кто страдает как внешне, так и внутренне, от бремени греха. Иисус был и остается единственным путем, благодаря которому человек может избежать естественных последствий греха и своего осуждения за него.
Иисус зовет женщину, и она откликается на Его призыв. Спотыкаясь, она пробирается к Нему сквозь толпу. Перед нами удивительная картина: «И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (стих 13). С этого момента ее жизнь подверглась полной трансформации. Ее долгое и горькое испытание окончилось, и впервые за восемнадцать лет она могла стоять прямо и смотреть в глаза своему Исцелителю. Насколько же печальной выглядит в этой ситуации реакция начальника синагоги и его сторонников, которые, являясь свидетелями этого чуда, могли только использовать его для осуждения и обвинения Иисуса в нарушении закона о субботе.
Вполне вероятно, что Иисус имел в виду этот инцидент, когда рассказывал притчу, изложенную у Луки 18:9-14: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других». Иисус всегда с негодованием относился к лицемерию вождей народа, которые использовали Закон для демонстрации своей показной набожности и самопрославления. Притча сразу высвечивает два класса людей. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Но как чудесно Иисус проводит между ними противопоставление. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Внимательны ли вы, дорогие братья и сестры, к тому, что говорит повествование? Мытарь не мог даже поднять глаза на небо: он был согнут тяжестью собственного самоосуждения, являя этим чувство угрызения совести; он признавал свое ничтожество. И именно Иисус дал Свое согласие на оправдание перед Богом этого человека, грешника, который, тем не менее, открыто выразил свое покаяние. «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот». И, подобно женщине, выпрямившейся под воздействием целительной силы Иисуса, сей мытарь получил оправдание и был признан праведным перед Богом. Он обрел внутренний покой и приятие его Богом – нашел милость, о которой просил, и пошел домой с радостью в сердце.
Слово «оправдание» означает благой акт Божий, посредством которого Он принимает тех, кто возложит свое упование на Христа, как бы если они были в самом деле праведниками. Они прощены и приняты, потому что доверились милости и благодати Искупителя. Закон Моисеев не мог дать подобного прощения. Если мы внимательно прочитаем Послание римлянам глазу 3 стихи с 20 по 24, мы увидим неспособность Закона дать даже надежду на оправдание. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть… Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Это – то, о чем говорит нам чудо исцеления женщины в синагоге: несчастная, скорченная, она приходила в синагогу в течение долгих восемнадцати лет, но не могла получить исцеление, хотя и была дочерью (т.е. потомком) Авраама. Излечилась она только благодаря своей реакции на призыв Иисуса, и никаким другим образом.
Мы все – грешники, но во Христе имеем умилостивление «в крови Его через веру» (стих 25). Слово «умилостивление» означает заглаживание и искупление нашей вины, т.е. наших грехов.
Всё обращено к крови Христа: наши грехи покрыты Его смертью за нас – идеальной жертвы без порока или изъяна. Его смерть есть акт высочайшей любви к грешному человечеству, ибо Он видел наши страдания и неспособность спасти самих себя. Бог видел сверху, как Его Сын переносил мучительные страдания, но это был единственный путь для оправдания человечества, и хотя Иисус мог призвать на помощь двенадцать легионов ангелов и положить конец Своим мучениям, Он испил всю чашу до конца.
Приступая к символам – хлебу и вину – давайте все вместе вспомним о той любви, которая была проявлена к каждому из нас. Затем, как и мытарь, мы можем идти домой с радостью в сердце от осознания получения прощения, зная, что однажды мы также будем иметь привилегию стоять перед Иисусом и смотреть на Его доброжелательное и улыбающееся лицо.
Лори Бад (21.09.2003г.)