Честь человека была поставлена под сомнение. Он должен был ответить на вызов своего врага. Свидетели назначили точное время и место для дуэли, и этот день вскоре настал. Наблюдатели могли видеть, который из двух владеет мечом лучше, и не были удивлены, когда слабейший от сильного удара выронил свое оружие на землю и упал на колени. Победитель приставил свой меч к горлу побежденного и медлил. Сложив руки, тот стал умолять о пощаде! Жизнь этого умаленного человека была в его руках. Как же он поступил? Он вложил меч в ножны, протянул руку и поднял побежденного, поставив его на ноги и оказав ему милость.
Что же такое милость? Вот три ключевых момента, которые нам нужно знать:
— Милость – это выражение жалости и сострадания, благосклонность;
— подразумевает НУЖДУ со стороны получающего;
— оказывающий милость, должен иметь возможность воздать по нуждам просящего.
В Псалме 50 все эти моменты отражены довольно хорошо.
Давид молился и умолял: «Помилуй меня, Боже». Он взывал к неизменному чувству любви Божьей: «По великой милости Твоей».
Он обращается к Богу с тремя просьбами:
1. «изгладь беззакония мои» – вычеркни запись о моем согрешении;
2. «омой меня от беззакония моего» – смой мое нечестие;
3. «от греха моего очисти меня» – сделай меня чистым, ибо я нарушил Твои повеления.
Пятидесятый Псалом, как нам всем известно, был написан Давидом после согрешения с Вирсавией.
Во 2-й книге Царств 12:9 Бог обращается к Давиду и говорит: «Зачем же ты…
а) «…пренебрег слово Господа?» – Давид восстал против Бога;
б) «…Урию Хеттеянина поразил мечом?» – нарушил заповедь «не убий»;
в) «…жену его взял себе в жену» – нарушил заповедь «не прелюбодействуй» и «не пожелай жены ближнего твоего».
Прочитайте еще раз притчу в стихах 1-4, рассказанную пророком Нафаном, и затем реакцию Давида в стихах 5-6. «Достоин смерти человек тот, – сказал он, – должен заплатить вчетверо… за то, что не имел сострадания».
Каково же было разочарование и опустошение, когда Нафан заявил: «Ты – тот человек!» Давид почувствовал себя совершенно беззащитным. Бог говорит ему через пророка в стихе 10: «Итак не отступит меч от дома твоего во веки». Но раз Бог так богат милостью, пророк добавил: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (стих 13).
В Евангелии от Матфея, глава 18, Иисус наставляет Своих учеников, помогая нам лучше понять значение слова «милость». Петр задает Ему вопрос:
«Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?» (стих 21).
Подобно Нафану и Давиду, Иисус проиллюстрировал Свой ответ в притче:
«А как он (раб) не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» долг (стих 25).
Как же поступил тот раб после таких слов господина?
«Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему», попросил о МИЛОСТИ («потерпи на мне», т. е. ‘дай мне больше времени’). В следующем стихе: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (стих 27). Господин осознал нужду человека и оказал ему милость.
НО, когда тот раб отошел, и подобный зов о помощи и просьба о милости пришли от его товарища (брата), тот «схватив его, душил» (стих 28), не оказав ему МИЛОСТИ.
Долг раба своему Господину был настолько велик, что тот никогда не смог бы его заплатить. Долг же его брата был не так велик, но этот человек не был готов оказать ему милости.
Сейчас наш долг Небесному Отцу слишком велик, мы не имеем возможности его заплатить, однако «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Иисус пожертвовал Своей жизнью, и через Него Бог имеет возможность простить нас. «И совершенно очевидно, что это вопрос не человеческих заслуг или попыток, но Божьей МИЛОСТИ» (Римлянам 9:16 в переводе Дж. Б. Филипса).
В Иисусе мы видим выражение Божьей милости. До нашего крещения мы осознали свою нужду в спасении. Мы осознали, что находимся в таком положении, как будто острый меч приставлен к нашему горлу. Смерть дышала нам в затылок. Только благодаря Божьей МИЛОСТИ мы получили надежду жить! Однако большая проблема встает перед нами в конце притчи. От раба требовалось лишь относиться милостиво по отношению к своим братьям, но он поступил иначе, вызвав тем самым гнев господина.
Увещевание находится в словах Иисуса: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст.35). Если мы не будем прощать других, как Бог простил нас, то и нам не будет милости со стороны Бога. Во всякое время, буквально каждый день Бог требует от нас поступать милостиво по отношению к другим.
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Ефесянам 2:4,5). Божья милость проявляется в Его благосклонности. Павел призывает нас: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32).
Все эти черты мы должны взращивать в себе и выражать на собраниях экклесии, в кругу семьи, по отношению к нашим ближним и друзьям. «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого»; и «всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать (милость) для благовременной помощи».
Постоянно поднимая руки вверх, обращаясь к Богу в молитве, мы должны просить Божьей милости, чтобы в грядущий день Его рука вела нас к пониманию того, что Иисус есть наш мир.
Петр Эдвардс (27.07.2003г.)