Слово «лучше» является одним из ключевых слов Послания Евреям. Христос «столь превосходнее (лучше) Ангелов»; «лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» и запечатлен «лучшими жертвами». Он дал нам «лучшую надежду» на «лучшее воскресение». Смысл Послания проясняется: всё, чем мы обладаем сейчас во Христе, гораздо лучше прежнего!
Это совсем не говорит о том, что Ветхий Завет теперь совсем не важен, но просто Новый Завет гораздо лучше. Автор Послания Евреям рассматривает различные детали Ветхого Завета и приходит к заключению, что он всего лишь – тень, а сама реальность – в Новом Завете. Только Иисус Христос, благодаря Новому Завету, может простить наши грехи и искупить нас.
В Послании говорится о том, что Ветхий Завет был важен по той причине, что он указывал на Христа. Все Писания Ветхого Завета говорят о будущем и ссылаются на величайшего человека, который восстанет подобно пророкам, и будет говорить Слова Божьи (гл. 1). Здесь говорится о времени покоя после вхождения в Обетованную Землю (гл. 3 и 4); о Новом Завете, который будет утвержден с Божьими людьми (гл. 8). Положения Ветхого Завета, служение и всевозможные жертвы были лишь тенью Того, Кому надлежало придти (гл. 9 и 10).
Бог – настоящий автор Послания – тем самым показывает, что у Него была четкая цель с самого начала. Ветхий Завет показывает нам, как Бог начинает действовать согласно Своему плану в великих мужах веры, но кульминация Его работы была во Христе. Так было всегда. Наш Бог последователен. У Него есть определенная цель, и Он доведет ее до конца. Мы можем иметь уверенность в Боге и Его целях, зная, что Он обязательно исполнит Свои обещания.
Иисус Христос является центром замыслов Божьих и Его обетований. Он есть «начальник и совершитель веры» (начало и конец), и в Послании Евреям перед нами раскрывается замечательная картина, на которой изображен наш Господь. В первой главе Он выше Ангелов; Он – Сын Божий; Он есть Тот, через Которого Бог раскрывает Себя. Однако уже во второй главе Иисус показан нам, как простой человек, разделяющий ту же плоть и кровь, который подобен Своим братьям, искушенный более всех живущих. Именно благодаря этому теперь Он может помогать нам. В третьей главе Иисус Христос, подобно Иисусу Навину, ведет Свой народ в Обетованную Землю, где они обретут настоящий покой. Он также и наш первосвященник, и следующие три главы показывают Его, ходатайствующего перед Отцом. Автор показывает, что, несмотря на то, что Иисус не был из колена Левия (колено священников в Ветхом Завете), Его священство установлено Богом, подобно Мелхиседеку, и не основано на человеческой родословной.
Иисус Христос не только наш первосвященник, он еще и жертвенный агнец. Главы 9 и 10 Послания Евреям описывают положения Закона Моисеева касательно жертв, указывающих на Христа. Он «со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов… освящает оскверненных, …то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (9:12-14).
Отрывок, повествующий о великих мужах веры в главе 11, приводит нас прямо ко Христу в главе 12. Он оставил нам величайший пример веры, и только на Него мы должны взирать, ибо Он есть начало и конец! Как показывает глава 13, Иисус является нашим вечным Господом, ибо Он «вчера и сегодня и во веки Тот же» (ст.8). Он – твердая скала нашей веры в океане нестабильности и перемен. Он есть «Пастырь овец великий» (ст.20), наш Лидер и наш Спаситель.
Итак, причина, почему в Послании Евреям так часто используется слово «лучше», состоит в том, что здесь говорится только об Иисусе. Всё Послание посвящено Ему. Иисус здесь – Сын Божий; истинный Иисус Навин; наш первосвященник; гарант Нового Завета; жертвенный Агнец; источник нашей веры; наш Пастырь и наш Спаситель.
Иисус – воплощение всего этого одновременно, потому что Он отдал всего Себя ради нас. Мы вспоминаем это в хлебе и вине. В отличие от жертв тельцов и козлов, приносимых по Закону Моисея в Ветхом Завете, Иисус принес Себя в жертву «однажды и за всех». Благодаря Его жертве наши грехи могут быть прощены, и мы можем примириться с Богом. Сейчас Он умоляет за нас Отца на небесах, и в будущем явится, чтобы завершить наше спасение. «Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (9:28).
Стефан Пинфилд (1.06.2003г.)